67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 2 м/c
10 мая
Понедельник

Политика

Полномочия раздора

Вступление реформы местного самоуправления в решающий этап не за горами. Однако муниципалитеты, исполнительная и законодательная власти края до сих пор имеют на неё различные точки зрения. Порой диаметрально противоположные...

Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", известный также как 131-й закон, вступает в силу через месяц, с 1 января 2006 года. Согласно ему, до конца текущего года в регионах должны пройти выборы глав администраций и депутатов местных советов. Приморский край одним из первых в России провел выборы на уровне поселений, организовал обучение глав и депутатов муниципальных образований первого уровня. И можно с уверенностью сказать, что процесс формирования всех уровней власти в Приморье завершен.

На ноябрьском заседании депутаты Законодательного Собрания Приморского края приняли в третьем чтении Закон "О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период". В нем установлено, что с 1 января 2006 года поселениям передаются для решения 19 полномочий, а восемь "поселенческих" вопросов пока останутся за районами.

Поспешай не торопясь

Во время обсуждения законопроекта во втором и третьем чтениях мнения депутатов разделились. Одни заявляли, что создатели федерального закона "не могли предположить, что основные вопросы, связанные с бюджетом, мы у поселений заберем". Другие утверждали, что отведенного Государственной Думой для реформы переходного периода - до января 2009 года - достаточно, чтобы ликвидировать все погрешности.

Последнего мнения твердо придерживается заместитель председателя Законодательного Собрания Приморского края Джамбулат Текиев:

- Я уже говорил о том, что районам и поселениям необходимо дать время на переходный период, и остаюсь абсолютно уверен в этом. Решение вопросов, от которых зависит благополучие людей, - формирование и исполнение бюджета, организация эффективной работы ЖКХ и ряд других - лучше пока оставить на уровне районов. Тем более что началась зима - передадим полномочия на первый уровень, а с кого потом спрашивать? К тому же специалистов, к примеру, по градостроительству, отводу земель на местах пока нет... А у Законодательного Собрания Приморского края есть право по необходимости внести изменения в распределение полномочий. Покажут себя органы власти поселений хорошо - отдадим им полномочия.

Хотели как лучше. А как получилось?

Коллега депутата Текиева Николай Марковцев думает иначе. По его словам, реформа задумана хорошая, но стараниями чиновников все хорошее сведено на нет.

- Администрация края лишает самую близкую к населению власть первого уровня всех самых главных полномочий, - считает Марковцев. - Она не сможет управлять муниципальной собственностью, устанавливать местные налоги и сборы, формировать, утверждать и исполнять бюджет. Власть на местах делается безрукой: как управлять территорией без денег?

С депутатом Марковцевым солидарны и многие главы администраций. К примеру, Надеждинский район реформа разделила на три сельских поселения. Григорий Ведерников - глава администрации сельского поселения, в которое вошло 18 поселков, сел и деревень Надеждинского района. После заседания приморского парламента он отозвался о его решении довольно резко:

- У нас для работы есть все. Подготовлены документы. 4 декабря будет принят устав. Можно было бы передать нам все полномочия. А тем поселениям, которые не справились, не передавать, работали бы дальше по соглашению... Но сегодня всех стригут под одну гребенку. Если говорить об интересах района, здесь нарушается даже Конституция. Муниципальное образование не может быть без бюджета. И основные статьи дохода, благодаря которым мы могли бы зарабатывать деньги - землю, градостроительство, у нас забрали. Я не исключаю, что мы будем обращаться по этому поводу в Конституционный суд.

Делить надо поровну

Мэр Владивостока Владимир Николаев выступал со специальным докладом на заседании комиссии по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления при президенте России. Он, в частности, говорил о том, что первые шаги реформы выявили "определенные проблемы, решение которых требует особого внимания". Глава администрации приморской столицы обеспокоен финансовой необеспеченностью полномочий муниципального образования, предусмотренных законом. Владимир Николаев уверен, что в Приморье нарушается принцип самостоятельности муниципалитета, заложенный в основу реформы местного самоуправления.

Так, по расчетам администрации Владивостока, "при минимально запланированных расходах на исполнение полномочий муниципального образования в сумме 4,5 млрд рублей, доля налоговых доходов в структуре собственных доходов бюджета города составляет менее 50%. Для сравнения: доля налоговых доходов в структуре собственных доходов бюджета Приморского края составляет 95,5 %".

Владимир Николаев предложил комиссии предусмотреть целевое расходование транспортного налога на транспортное обслуживание населения в муниципалитетах пропорционально численности населения, проживающего на их территории. Кроме того, внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, предусмотрев распределение налога на доходы физических лиц между бюджетом субъекта Российской Федерации и бюджетом муниципального образования в равных долях. А также принять специальный федеральный закон об освобождении муниципальных образований от уплаты налога на имущество организаций...

А администрация края - против!

По мнению же краевых властей, оснований для сомнений здесь нет. Тем более что перед тем, как Законодательное Собрание Приморского края приняло законопроект в третьем чтении, в течение шести месяцев над ним трудилась рабочая группа под руководством губернатора Приморья Сергея Дарькина. В нее входили и главы муниципальных образований, и эксперты.

Губернатор уверен, что большинство полномочий, которые остались на уровне муниципалитетов, сейчас на самом деле исполняет краевая власть. Например, жилищно-коммунальный комплекс. Сергей Дарькин выразил надежду, что за предстоящих два года местные власти смогут воспитать нормальных профессионалов, которые будут способны осуществлять эти функции сами. По мнению главы исполнительной власти края, надо минимум один год поучиться, чтобы люди могли понять, как управлять котельной, как получать деньги за теплоснабжение и т.д. Пока же губернатор "абсолютно не удовлетворен уровнем подготовки людей, которые пришли к власти на местах".

- Закон о местном самоуправлении в Приморье Законодательное Собрание Приморского края приняло, и я его поддерживаю, - сказал Сергей Дарькин. - Я говорил об этом и Владимиру Владимировичу Путину, и полпреду в Дальневосточном федеральном округе. Необходимо, чтобы реформа ни в коем случае не ударила по нашему населению. Надеюсь, что мы все сделаем комфортно, поэтапно. Это первое. Второе: я очень надеюсь на то, что мы сможем через два года завершить процесс восстановления муниципального и государственного управления на территории Приморского края. И оно будет работать независимо от политической ситуации в стране, в крае и во Владивостоке. Это значит, что к управлению придут грамотные люди, которые будут профессионально исполнять свою работу...

Краевым законодательством на уровень муниципальных районов отдано восемь вопросов местного значения городских и сельских поселений. А именно: формирование, утверждение и исполнение бюджетов, жилищно-коммунальное хозяйство, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, установление, изменение и отмена местных налогов, вопросы культуры, библиотечного обслуживания и градостроительства. В ведении органов власти поселений остаются 19 вопросов местного значения.

Юлия Щетинюк

Поделиться:

Наверх