67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+25° ветер 3 м/c
17 мая
Понедельник

Политика

Работать на перспективу

Главная задача народного избранника - создать условия для достойной жизни своих избирателей, считает депутат Законодательного Собрания Приморского края Владимир Хижинский

2 ноября 2005 года депутат Законодательного Собрания Приморского края Владимир Хижинский был избран заместителем председателя комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного Собрания Приморского края (на прошедшей октябрьской сессии коллеги-депутаты одобрили просьбу Владимира Хижинского о переводе его на работу в данный комитет. До этого Хижинский входил в состав комитета по региональной политике и законности). В комитете Владимир Хижинский будет курировать вопросы природопользования и земельных ресурсов.

Мы встретились с депутатом через несколько дней после его перехода на работу в Законодательном Собрании Приморского края на освобожденной основе. И, разумеется, попросили объяснить столь радикальные изменения в статусе.

- Я принял решение перейти на постоянную работу в Законодательное Собрание Приморского края после долгих раздумий. Для чего? Находясь здесь постоянно, работая с комитетами, с депутатами, с исполнительной властью, я смогу оперативно и полно решать некоторые, очень важные, на мой взгляд, проблемы приморской глубинки. Недавно министр сельского хозяйства страны Алексей Гордеев подчеркнул, что поддержка сельского хозяйства, сельскохозяйственного производства в РФ - одна из приоритетных задач сегодняшнего дня. Мне кажется, что в рамках этого высказывания министра, Законодательное Собрание Приморского края очень правильно, планомерно и своевременно рассматривает вопрос о всемерной поддержке властью личных подсобных хозяйств как источника продовольствия - овощей, картофеля, мяса и молока.

- Да, но пока программы поддержки лизинга распространяются прежде всего на коллективные хозяйства...

- Однако уже сегодня до 90% объемов овощей и картофеля производится в личных подсобных хозяйствах, мяса и молока - более 50%. Очевидно, что дальнейшее увеличение их производства возможно именно за счет индивидуальных хозяйств. Потому что частник оперативно и гибко реагирует на запросы рынка.

- Но "молочка" в приморских магазинах - с молокозаводов Находки, Уссурийска и Хороля, а сырье им продают для переработки крестьяне...

- Что мы видим в магазинах? В основном молоко, завезенное из Сибири. Даже та продукция, что производится в крае, изготавливается из восстановленного или нормализованного сухого (или пластичного) молока. И, хоть мы называем его приморским, на самом деле оно производится из продукта, который был подвергнут глубоким качественным изменениям далеко на западе. Молокозаводы, получая сухое молоко, условно говоря, по 40 рублей за килограмм, из этого килограмма делают 10 литров себестоимостью по 4-5 рублей за литр. Поэтому цена, по которой в крае заготавливают натуральное молоко, обусловлена именно этой цифрой.

Однако живое и суррогатное молоко - две большие разницы. Особенно для детей. Поэтому я постоянно говорю о необходимости дотирования производства живого приморского молока, точнее, всей технологической цепочки его производства. В единую цепь должны быть замкнуты личные подсобные хозяйства, заготовители, переработчики и потребители. А кто главные потребители молока? Наши дети. Получается, что на самом деле мы будем дотировать не производителя, а потребности ребятишек, прежде всего из детских бюджетных учреждений. Потому что только цельное молоко действительно полезно для здоровья подрастающего поколения.

В чем проблема? В магазине литр молока стоит 20 рублей (при упомянутой себестоимости его производства в 4-5 рублей), в личном подсобном хозяйстве его закупают по 5 рублей. Это мало, дешевле питьевой воды, но крестьяне в отдаленных селах поставлены в безвыходное положение, там просто некуда девать продукцию. Поэтому даже предложенная мизерная цена для них привлекательна. Но она плохой стимул развития хозяйств, увеличения поголовья крупного рогатого скота в крае. Люди села держат корову из последних сил, по традиции. Животное требует ежедневного ухода и контроля, его нужно кормить, пасти, холить и лелеять. Когда селянин понимает, что можно купить литр молока для детей у соседа за 7-10 рублей и мучиться не надо, он перестает держать скот. Тем более что за тонну молока (а это удой хорошей коровы за два месяца) он получит всего пять тысяч. Подумайте: пять тысяч рублей при не сопоставимых с этой суммой затратах и огромном труде!

Я считаю, мы должны уже сегодня позаботиться о том, чтобы качественное живое молоко было на столе наших детей, хотя бы в больницах, детских садах и школах. Я веду речь об обязательном конкретном заказе конкретным селянам - с учетом обязательного дотирования производства молока со стороны власти. При этом в бюджете края уже есть строка о дотациях на животноводческую продукцию. Не хватает только механизма ее реализации. Нужно четко отслеживать, что именно это подсобное хозяйство сдало 300 литров молока, и ему, условно говоря, по два рубля за литр нужно доплатить из краевого бюджета.

Это первая проблема, которая меня волнует. Потому что даже небольшая дотация сделает труд селянина прибыльнее, станет побудительным мотивом для увеличения молочного поголовья. Разумеется, встанет вопрос об обеспечении крестьян породистым молодняком. Мне кажется, к племенному разведению скота нужно привлекать и частные хозяйства, создавать их. Значит, снова потребуются условия, чтобы молодняк было выгоднее продавать, чем забивать на мясо. Но для этого нужна будет еще одна система поддержки частных крестьянских и фермерских хозяйств.

- Какая выгода крестьянину держать на частном подворье дюжину коров и продавать десяток телят плюс шесть-семь тонн молока от коровы в год при растущих ценах на корма, тепло, свет?

- В селе должна быть многоукладная экономика - и крестьянские хозяйства, и крупные комплексы. Но это будет не коллективная, а частная форма хозяйствования, я в этом убежден. Для развития нужны личный интерес и заинтересованность, в рыночной экономике по-другому не бывает. Уверен, что если 500 или даже 1000 малых хозяйств начнут работать по программе развития животноводства, поддержанной субъектом Федерации, и, если хотя бы 40-50 хозяйств добьются успеха, это будет такая же победа, как в торговле. Помните, раньше все стояли на рынках? Сейчас с рынков ушли почти все. Остались единицы, которые добились успеха, строят магазинчики, супермаркеты и так далее. Точно так же будет и здесь. Из микробизнеса - малого подсобного хозяйства - должны вырастать крупные хозяйства.

- Какие еще проблемы села требуют внимания власти и депутатов?

- Хотелось бы видеть (помимо программы "Дороги края", что, несомненно, нужно селу) программу развития сельского здравоохранения. Здравоохранение в моем понимании - это не учреждения, в которые приходит уже больной человек. Важна профилактика заболеваний, то есть создание на селе нескольких межрайонных, мощных, хорошо укомплектованных, оснащенных диагностических центров, где человек мог бы ежегодно проходить диспансеризацию и лечение, следил за состоянием здоровья.

Но эти услуги должны быть доступными, не так как сейчас - стоимостью 10-12 тысяч рублей. Откуда у человека, который живет и работает на селе, такие деньги? Вот и живет крестьянин, не зная о том, что тяжело болен, а когда обращается к врачу, оказывается, что уже очень поздно либо очень-очень накладно вылечиться от хвори. Поэтому хотелось бы увидеть краевую программу развития здравоохранения села, чтобы в течение 5-7 лет направлять деньги в эту отрасль.

То же самое касается развития и совершенствования сети сельских образовательных учреждений. На ближайшие шесть лет мы совершенно точно знаем, сколько детей 1 сентября сядет за парты в каждой сельской школе. Если в первый класс конкретной школы в 2010 году, например, придут всего 2-3 малыша, уже сейчас нужно решать: или мы будем развивать схему автобусного подвоза, или где-то в районе нужно строить интернат, чтобы младшеклашки в нем учились в течение недели, а на выходные ездили домой. Развитие, модернизация сети сельских образовательных учреждений должны быть рассмотрены представительными органами (Думами) муниципалитетов, приняты муниципалитетами, утверждены в крае. Вот тогда можно будет формировать всю краевую сеть образовательных учреждений. А значит, мы, депутаты, не будем каждый год ломать голову: сколько и куда выделить денег, чтобы построить детский сад или школу, потому что будем четко знать: что, где и когда строить.

Это только часть проблем села, которые завтра решать будет уже поздно. Нужен заинтересованный разговор на уровне края с участием власти, бизнеса, селян. Такой, если хотите, административно-хозяйственный актив, коль скоро президентом Путиным развитие села названо в числе главных задач...

Хижинский Владимир Алексеевич - депутат от избирательного округа №38 Черниговского и части Хорольского районов с декабря 2001 года. Родился 10 июля 1954 года. Окончил Приморский сельскохозяйственный институт. Работал инженером-механиком совхоза "Новоселище" Ханкайского района, находился на комсомольской и партработе. В 1984 году назначен директором совхоза "Дмитриевский" Черниговского района, ставшего под его руководством одним из передовых хозяйств Приморья. В 1986-1990 годах Хижинский - первый секретарь Черниговского райкома партии. С 1990 года - председатель районного совета народных депутатов. В 1990-1996 годах - глава крестьянского хозяйства "Истоки" в Черниговском районе. С марта по июнь 1993 года - замглавы администрации Приморского края. С 1996 года по июнь 2005 года - глава муниципального образования "Черниговский район", председатель муниципального комитета. С октября 2005 года работает депутатом Законодательного Собрания Приморского края на постоянной основе.

Инна Харькова

Поделиться:

Наверх