67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+26° ветер 3 м/c
17 мая
Понедельник

Политика

Конструктивный Николаев

- Владимир Викторович, первый вопрос, как всегда банален: что удалось сделать за год? Чем можете гордиться?

Вопреки ожиданиям ничего страшного во Владивостоке за первый николаевский год не произошло. Зато мэр окончательно освоился в кресле градоначальника, не смущаясь, принимает иностранные делегации и оптимизирует городское хозяйство. Недавно Владимир Николаев провел серию отчетных встреч с горожанами, итогами которых остался весьма удовлетворен - жители довольны проводимой им политикой. Не хватает молодому руководителю краевого центра только одного - сотрудников, готовых так же, как шеф, с полной самоотдачей работать над решением городских проблем.

- Нам удалось сделать главное - предотвратить банкротство Владивостока. На момент прихода нашей команды собственные доходы Владивостока составляли 2 млрд 500 млн рублей плюс 1 млрд субсидий. Но это проходящие средства, которые целевым образом тратятся на зарплату работников здравоохранения, образования и так далее. Так вот, на 2,5 млрд рублей доходов приходилось 2 млрд долгов! Налоговой службе, энергетикам, поставщикам товаров и услуг для бюджетной сферы города. В результате применения комплекса антикризисных мер мы смогли очистить городской бюджет от большей части долговых обязательств, и на сегодняшний день Владивосток должен только 600 млн рублей. Причем это понятные и ясные долги. Это реструктуризированная задолженность по налогам, это задолженность перед кредитными организациями и некоторые иные долги. Бюджет текущего года был разработан таким образом, чтобы полностью ликвидировать саму возможность попадания в долговую яму. На сегодняшний день у нас нет ни рубля долгов по заработной плате, а ведь еще совсем недавно она не выплачивалась по три-четыре месяца! Отсутствует задолженность по выплате текущих налогов. Считаю большой заслугой городской администрации, что нам удалось вывести на нормальную работу городские тепловые и электрические сети, от эффективности которых напрямую зависит прохождение отопительного сезона.

- Вы исповедуете программный подход при управлении городским хозяйством. Насколько оправдана эта стратегия?

- Мы разработали ряд целевых программ по социально-экономическому развитию Владивостока. Их эффективность, думается, налицо. Нам не хватает сейчас только одного - человеческого потенциала. Специалистов, которые были бы проводниками наших идей, готовых работать так, как ждут от нас жители Владивостока. Хотя таких людей с каждым днем становится все больше.

- Неужели и сегодня, спустя год, администрация Владивостока все еще поражена метастазами неверия?

- Да, и администрация в том числе. Есть, к сожалению, еще люди, которые не до конца понимают, что нужно жить по-новому, а не по старинке, как жили десятилетиями. И не потому, что Николаев так захотел, а потому, что люди хотят жить по-новому! Горожане хотят жить в теплых квартирах, в нормальных благоустроенных дворах, в чистом городе, наконец. Результаты есть: это и продолжающиеся работы по благоустройству дворовых территорий, и обустройство школ и спортивных сооружений, и 229 сертификатов на бесплатное обучение в любом вузе края для серебряных медалистов, и социальный пакет дачника, и льготы в общественном транспорте, и решение вопроса с водоснабжением Владивостока. Есть целевая программа по подключению к горячему водоснабжению 200 городских домов, в которых его не было по десятку лет. Я считаю, намечены хорошие темпы в благоустройстве и строительстве. Не мне оценивать нашу деятельность, но то, что мне говорили горожане на отчетных встречах... Их слова убедили меня, что мы идем правильным путем.

- А какой самый частый вопрос задавали вам горожане?

- Основной вопрос - текущие кровли. Мы потратили на эти цели 168 млн рублей в этом году и отремонтировали 300 крыш, тогда как за все предыдущие пять лет было отремонтировано только 350 крыш! До конца 2005 года в плане стоит 500 крыш. Мы ставим себе задачу до середины 2006-го полностью решить эту проблему и перейти к текущему содержанию и ремонту домов.

- Кстати, об обещаниях. Что вам удалось выполнить из ваших предвыборных обещаний? Вы вообще их помните?

- С учетом моей предвыборной программы строились и бюджет нынешнего года, и программа социально-экономического развития Владивостока на перспективу. Мы осуществляем программы "Мой дворик" и "Наш дом" по приведению в порядок придомовых территорий и жилищного фонда. Ведется строительство храма в Покровском парке - как я и обещал во время выборов. Или взять, к примеру, проблему с оснащением городских школ. До середины прошлого года всего 40% школ Владивостока имело компьютерные классы. Более того, ощущался недостаток парт, классных досок, спортивного инвентаря, отсутствовали регулярные ремонты. Мы разработали соответствующую целевую городскую программу. Причем из бюджета на эти цели не было потрачено ни копейки. Все школы были обеспечены компьютерами за счет шефской помощи: за полгода спонсоры поставили 363 компьютера. В Приморском крае есть два, подчеркиваю, два города, в которых все школы имеют компьютерные классы, - Партизанск и Владивосток...

- Следует отдать должное вашей сестре (депутат Законодательного Собрания Приморского края Виктория Николаева от города Партизанска, бывший округ Владимира Николаева. - Прим. ред.), не свернувшей с проторенной депутатом Николаевым дороги. Она достойно заменила брата в приморском парламенте.

-...Мы не дожидались государственных программ и субсидий, которые, наверное, где-то действуют. Честно говоря, я их не видел. Мы пошли, как говорил Владимир Ильич, другим путем. Второе. За первое полугодие этого года отремонтировано около 40 крыш в дошкольных детских учреждениях и средних школах. Предусмотрены средства на ремонт детских учреждений дополнительного образования, в частности, на ремонт бассейна в детском спортивном центре "Юность". Это еще 15 млн рублей. Теперь что касается здравоохранения. Мы затронули эту сферу, наверное, впервые за многие годы. Но наряду с ремонтами, идущими в городских больницах и поликлиниках, мы меняем некоторых руководителей учреждений здравоохранения, поскольку не везде видим в них проводников наших идей. Хотя уже все больше становится тех, кто переживает за свой фронт работы, а следовательно, улучшает сферу медицинского обслуживания.

- В чем заключаются ваши идеи применительно к городскому здравоохранению?

- Идеи заключаются в оптимизации доходов и расходов, в выводе их из тени. Люди приходят в больницы, получают услуги, платят за них деньги, которые затем идут неизвестно куда и кому. Вернее, раньше шли. Сегодня мы добились роста объемов оказываемых услуг и, соответственно, роста доходов этих лечебных учреждений. Более того, сегодня мы начали заниматься бюджетом каждого учреждения. Это важно, так как на эти деньги мы приобретаем новое оборудование, предоставляем дополнительные социальные гарантии. Хочу еще раз заявить: если кто-то считает, что глава администрации должен заниматься только бюджетом города, то он ошибается. Здесь я уже разобрался и теперь перехожу к бюджетам всех учреждений и предприятий городского хозяйства. И теперь возникает вопрос: а нужны ли нам некоторые из них? Например, есть у нас такое муниципальное предприятие "Косметологическая клиника". Несет ли это учреждение какую-то социальную нагрузку, лечит ли она какие-то категории социально незащищенных граждан? На самом деле нет. Тогда нужно открыто сказать людям: "Возьмите в аренду эти помещения и работайте на здоровье!" Но не нужно прикрываться статусом муниципального учреждения и бесплатно находиться на городских площадях, занимаясь откровенно коммерческой деятельностью. В сфере жилищно-коммунального хозяйства мы полностью перешли на работу через управляющие компании, отказавшись от порочной практики МУПов - наследников приснопамятных ЖЭКов...

- И что, получается?

- Безусловно. Мы уже получили существенную экономию. К примеру, по нормативам, во Владивостоке должны работать тысяча дворников, а фактически работало только 250. Но при этом заработная плата начислялась из расчета 550 дворников! То есть 300 дворников были "мертвыми душами". МУПы были загнаны в долги, оборудование изношено, чем они только ни занимались - и бизнесом, и сдачей помещений в аренду, и продажей собственных долгов, но только не эффективным обслуживанием жилищного фонда. Управляющие же компании строят отношения с жильцами и администрацией города только на основании муниципального заказа и получают деньги из казны только за проделанную работу. И это действительно эффективно, хотя, на первый взгляд, и не так очевидно. Приведу пример. Совсем недавно у нас был такой МУП - "Горзеленхоз", в штате которого числились 500 человек. И вот эффективность его работы: высаживать цветы и следить за иными зелеными насаждениями нужно было в течение 3-4 месяцев, а все остальное время эти люди должны были получать зарплату. Зачем нам зимой выращивать цветы? Поэтому мы изменили подход, и в следующем году 50 городских скверов будет обслуживать та компания, которая сможет предложить нам наилучшие условия. Это та же стратегия, что и у мэра Нью-Йорка. Спросите у него, есть ли у него какой-то Горзеленхоз? Он рассмеется и скажет: "Есть компании на рынке, которые выигрывают тендер и обслуживают муниципальный заказ". Понятно, что нам далеко до Нью-Йорка, но нужно стремиться к правильным и эффективным методам управления. Но не содержать толпы чиновников, которым нужно платить и зимой, и летом...

- Владимир Викторович, а куда же пойдут эти самые толпы? На улицу? Без средств к существованию?

- Лучше людям сразу открыто сказать, что ситуация изменилась, и трудоустроить их на другие предприятия, чем не платить зарплату по полгода! Кстати, по самым последним данным, на сегодняшний день во Владивостоке насчитывается 3800 человек безработных. Это наименьший показатель в Приморском крае!

- Владимир Викторович, меня с самого момента вашего избрания интересовал вопрос, как это вам удалось так быстро наладить взаимоотношения с горДумой?

- Когда есть желание работать конструктивно, то результаты будут налицо. Мне очень приятно, что администрация и Дума пришли к диалогу, хотя без споров, конечно, не обходимся.

- А вот ходят байки, что мэр стимулировал законодательную активность путем неких преференций для неких депутатов?

- Я бы их так и назвал - байками, хотя у нас есть депутаты в горДуме, которые занимаются бизнесом. Мы вообще заинтересованы в развитии предпринимательства в краевом центре. Для этого в администрации создана комиссия под руководством первого заместителя главы города Николая Королева, основной задачей которой является максимально полная ликвидация административных барьеров для предпринимателей. Но наряду с созданием комфортных условий для ведения бизнеса я буду требовать от бизнесменов повышения размера заработной платы, вывода ее из тени. Рычаги для этого у администрации есть. Это в первую очередь муниципальный заказ, аренда помещений, получить которые смогут в первую очередь те предприятия, которые платят высокую легальную зарплату.

- А почему конструктивный подход не оправдывает себя при взаимодействии городской администрации с Законодательным Собранием Приморского края? Злые языки судачат, что не удается мэру найти общий язык с бывшими коллегами: дескать, встали программы Николаева.

- Встали не мои программы, мои-то как раз все работают. Если встали краевые программы, то это вопрос не ко мне. Есть, конечно, программы, в которых я заинтересован. Взять тот же закон о статусе Владивостока... Но я бы не сказал, что краевой бюджет 2005 года обидел Владивосток. Все-таки из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований мы получили 150 млн рублей, хотя и этого мало. Что касается программы "Придомовые территории краевого центра и муниципальных образований", то отказа по ней нет, есть только разногласия по части ее реализации. Суммы неизменны - 200 млн на Владивосток и 50 - на муниципалитеты. Я неоднократно говорил, что если краевая администрация берет на себя финансирование и реализацию этой программы, то я буду только "за". Так что с бывшими коллегами у меня сложностей не возникает.

- Владимир Викторович, скажите честно: есть ли разногласия между вами и Сергеем Дарькиным или нет?

- Отвечу. Есть два руководителя - глава администрации Владивостока и губернатор Приморья. Я как мэр краевого центра изначально должен отстаивать интересы Владивостока, а значит, конечно же, спорить с администрацией края, структурами федеральных органов власти, расположенных на территории Приморья. Вопрос очень важный: каким образом это происходит? Методы, как вы знаете, есть разные. Есть конструктивный диалог, а есть метод политического противостояния. По своим менталитету и взглядам я уже давным-давно пришел к выводу, что, кроме здравого диалога, в результате которого можно договориться, ничего нет. Политические войны ведут только к дисбалансу в обществе, но не к созиданию. Войны должны остаться в прошлом. Сегодня, насколько я чувствую, вот этот здравый диалог между мной и губернатором имеется. Наши отношения достаточно ровные и нисколько не изменились с тех пор, как я стал мэром. Это еще раз доказывает и бюджет 2005 года и, надеюсь, докажет и бюджет Владивостока следующего года. Владивосток в свою очередь будет стараться, чтобы росли как его собственные доходы, так и доходы краевого бюджета, а значит, поддерживать край. Но, конечно же, мы будем заинтересованы это делать только тогда, когда будем видеть возвратный механизм. Подчеркну, мне понятно происхождение этих слухов. Некоторые люди, которые, очевидно, плохо знают губернатора или меня, пытаются представить конструктивный спор как политическую подковерную возню. Я выступаю за диалог и со своей стороны буду делать все возможное, что бы было именно так. Доказательство тому - ситуация во Владивостоке, где уже год как нет ни политических, ни экономических войн.

- В октябре следующего года Приморье ожидают очередные выборы в Законодательное Собрание Приморского края. Как предсказывают политологи, предстоят нешуточные баталии. Скажите, будет ли каким-то образом Владимир Николаев участвовать в этих выборах? Поделится ли он с кем-то своим политическим авторитетом?

- Мне далеко не безразлично, кто будет баллотироваться от краевого центра. Я обязательно будут рекомендовать населению Владивостока тех людей, которые нас поддерживали, верили нам в период предвыборной кампании и верят сейчас. Тех людей, которые понимают, что изменить нашу жизнь к лучшему можно только вместе. Я буду поддерживать тех, кто по-настоящему будет отстаивать интересы города и края, а не тех, кто собирается использовать мандат депутата в качестве брони для собственного бизнеса. Все-таки я три года проработал в Законодательном Собрании Приморского края и знаю, что краевой парламент может стать настоящим действенным инструментом для улучшения жизни рядовых приморцев.

- Любопытно будет посмотреть на ваших протеже. Вы уже можете назвать кого-то или еще рано?

- Пока воздержусь от конкретики, хотя времени осталось не так уж и много. Наши кандидаты обязательно будут принимать участие в выборах, и совсем не обязательно, чтобы они работали в администрации Владивостока. Это могут быть не политики, а успешные предприниматели, которые не первый год реализуют серьезные социальные программы, поддерживают образование, пожилых людей, просто регулярно и добросовестно платят зарплату и налоги.

- С 1 января этого года во Владивостоке действуют новые, значительно увеличенные, ставки по аренде муниципальной недвижимости. Скажите, оправдались ли ваши ожидания по увеличению доходов городской казны?

- Эти меры оправданы как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения экономики. Сейчас мы проводим колоссальную работу по оценке городской собственности, впервые составлен максимально четкий реестр городского имущества. Мы только обеляем ситуацию, выводим имущество из тени. Второе. Мы определили 500 объектов городской собственности, которые были проданы за последние годы. Предварительный анализ уже показал, что многие из них проданы за бесценок, что нанесло серьезный ущерб городской казне. Поэтому будем обращаться в суд и возвращать имущество в собственность города. Третье. Мы проанализировали уровень цен на недвижимость в краевом центре и выяснили, что разница между коммерческой арендой для тех, кто был близок к власти, и прочих составляет десятки раз. Чтобы навести порядок и пополнить городской бюджет, мы увеличили ставки на аренду муниципального имущества, которые, повторюсь, установили в несколько раз ниже, чем на рынке - 8-12 долларов за квадрат против 25-100 долларов у частника. Мы открыто сказали: "Квадратный метр муниципального имущества стоит от восьми до 12 доллара с понижающим коэффициентом для малого бизнеса. Но цены для всех одинаковы!" Деньги просто выводятся из тени и начинают работать на экономику города, а не на чей-то карман. И вот прогнозные цифры. По итогам текущего года бюджет Владивостока от повышения арендных ставок дополнительно получит 600 млн рублей! Это ли не экономический эффект?

- Владимир Викторович, с дураками, что называется, разобрались, а дороги-то когда во Владивостоке будут?

- Этот вопрос, наверное, не ко мне, а к тем руководителям, которые работали до меня. А если серьезно, то дороги были бы в порядке, если бы ежегодно на дорожное хозяйство выделялось 200-300 млн рублей. Поэтому мы планируем заложить в бюджете 2006 года 400 млн рублей на ремонт городских дорог. Средства будут распределены следующим образом: 150-170 млн рублей - на центральные дороги, 120-130 - на второстепенные и около 100 млн рублей - на дворовые территории. Естественно, будем ставить вопрос, чтобы на ремонт дорог во Владивостоке шли те средства, которые собираются в виде дорожного налога с автолюбителей краевого центра. Ежегодно во Владивостоке собирают около 300 млн рублей такого налога, но мы ими не распоряжаемся, поскольку все деньги идут в краевой бюджет. Хотя Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", который вступает в силу со следующего года, ясно говорит: решение вопросов местного значения должно иметь финансовое обеспечение. Что касается организации работ, мы вообще в корне меняем подход к дорожному строительству. Отныне дороги в городе будут делаться следующим образом: с центральной дороги дорожники будут заходить во все дворы, прилегающие к ремонтируемой трассе, с одновременным проведением ландшафтных работ. Одна из таких дорог уже просчитана - трасса от начала улицы Русской до кольца Багратиона - стоит около 32 млн рублей. Дорого, но дело того стоит!

Владимир Сухов

Поделиться:

Наверх