65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 4 м/c
14 июня
Понедельник

Политика

И мальчики кровавые в глазах

"Сентябрьская революция" Путина обесценивает и избирателя, и власть

Ностальгия по НАСТОЯЩЕМУ

Недавнее - сразу после гибели заложников в Беслане - обращение президента Владимира Путина к гражданам страны (первое обращение ВВП к россиянам за пять лет его правления РФ!) стало своеобразным прологом к возрождению в умах элиты исполнительной власти имперского мышления высших сов- и партчиновников умершего 15 лет назад Советского Союза. Вчитайтесь и вдумайтесь: уже 4 сентября президент прямо заявил о осуществляемом им государственном перевороте (наподобие неудавшегося Фороса в 1991 году) и фактической отмене основополагающих статей Конституции РФ.

- Сегодня мы живем в условиях, сложившихся после распада огромного, великого государства. Государства, которое оказалось, к сожалению, нежизнеспособным в условиях быстро меняющегося мира. Сейчас самое главное - это мобилизация нации перед общей опасностью. Потому что наиболее эффективный отпор террористы получают там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным обществом. В ближайшее время будет подготовлен комплекс мер, направленных на укрепление единства страны. Сегодня мы должны быть вместе. Только так мы победим врага...

13 сентября, через девять дней после обращения к народу, ВВП обратился уже к "исполнительной" элите государства. Не буду цитировать все постулаты выступления президента, многократно пересказанного СМИ и аналитиками. Темой этого материала является переворот государственного устройства страны. О чем Путин сказал: до конца года Государственной Думой России должен быть выработан законопроект, регламентирующий новый порядок избрания губернаторов: "Высшие должностные лица региона должны избираться Законодательным собранием региона по представлению из федерального центра. Система исполнительной власти должна работать как целостный, соподчиненный механизм". Пока у Госдумы нет даже приблизительной модели нового закона, поговорим о нем мы.

Любовь к детям и деньгам

Затеянная Кремлем кадровая перестройка очень точно ложится на практику (не теорию) становления и развития в мире корпоративного бизнеса. А ведь известно, что привнесла ее в правительство России (и стала успешно проецировать на регионы) команда Путина - люди в погонах, созревшие как управленцы внутри плодившихся в 1990-е на Северо-западе страны "совково-лапотных" бизнес-структур. 10-15 лет эти структуры, как и лепившееся по их образу и подобию государство, росли и развивались по в целом понятным понятиям. Пока у руководства страны не оперились охранники и "порученцы". И не выросли детки - все эти мини-Фрадковы и будущие зятья, которым - такова логика жизни, а не бизнеса! - тоже понадобились куски для прокорма. А также "площадки" для реализации собственных бизнес-проектов.

Но внутри Садового кольца все давно и надолго попилено! И тогда взоры команды "Владимира - Большое Гнездо" оборотились - правильно - в сторону 89 регионов России, где вот уже 10 лет почему-то "рулили" экономикой и делили бюджет на основании какой-то паршивой "дедушкиельцинской" Конституции не "птенцы гнезда", а нувориши-губернаторы. Проку от которых населению Кремля было, как от козла молока. Правда, раз в четыре года, перед выборами, губернаторы вспоминали таки про Москву - гнездо государственности и везли на Садовое кольцо чемоданы "зелени" со своих региональных покосов. На которых, в принципе, уже давно могли бы резвиться майоры и генерал-майоры запаса... И тогда случился Беслан.

По законам военного времени

Президент объявил: губернаторы будут избираться, а не назначаться, но голосование по их кандидатурам будет осуществляться местным парламентом. Но будут ли это выборы из нескольких кандидатов или утверждать будут только одну кандидатуру, представленную президентом? Если будет одна кандидатура, то это нарушение Конституции, если несколько - такое вполне законно. Проблема, однако, не в том, что наше общество не доросло до демократии, а в том, что выбранные демократическим образом губернаторы не обладают всей полнотой власти в регионе. Как добиться улучшения, если две трети управленческих структур на территории края губернатору не подотчетны, а относятся к федеральным? А ведь спрашивают за ситуацию в регионе именно с губернатора.

С другой стороны, назначение губернаторов из Москвы - абсолютно нормальная мера и серьезный механизм укрепления страны. Тем паче что (скорее всего!) предполагается зеркальность процедуры назначения и снятия губернаторов - опять же Законодательным собранием по представлению Москвы.

Николай Морозов, председатель комитета ЗС Приморья по региональной политике и законности: - Большая наша проблема состоит в том, что на настоящий момент выборные главы исполнительной власти фактически не отчитываются за свои действия ни перед кем. А вот губернатору, которого будет назначать Законодательное собрание, придется постоянно нести ответственность перед конкретными депутатами. Неточно исполнил бюджет - иди в отставку...

Но скорее всего сейчас эта мера приведет к отрицательным результатам: из Москвы будут назначать людей, не согласованных с местными элитами, эти люди будут запросто утверждаться нынешними бессловесными слабыми парламентами, и фактически мы получим еще больший разгул коррумпированной бюрократии.

Что касается самой идеи, нарушаются сразу несколько статей Конституции. Это статья 55, которая гласит, что не могут приниматься законы, ограничивающие действующий на данный момент объем прав граждан, а избирательные права граждан, которым отказывается в праве прямого избрания главы исполнительной власти региона, нарушаются безусловно. Это нарушение статьи, определяющей, что Россия является федеративным государством. Это нарушение фундаментальной третьей статьи Конституции. Абсолютно ясно, что подобные изменения будут антиконституционны.

С этим утверждением не согласен Сергей Князев, глава крайизбиркома Приморья: - Я пока не вынес окончательного вердикта, потому что нужно сначала увидеть, как новый закон будет прописан юридически. Однако никаких нарушений Конституции я в предложениях президента не увидел. Напротив, они помогут законодательной и исполнительной ветвям власти лучше координировать свою работу и свои усилия...

При этом, однако, уже ясно, что назначаемые губернаторы станут все менее значимы как политики (это ведь именно Путин еще в 2000 году фактически изгнал их из Совета Федерации) и все более станут только чиновниками и исполнителями прямой воли Кремля.

Сегодня в России насчитывается 87 руководителей субъектов Федерации, избранных населением (в Дагестане высшее должностное лицо избирается республиканским парламентом, администрацией Астраханской области после смерти губернатора временно руководит его и.о.). Уже очевидно, что проблемы с переизбранием имеют и будут иметь около дюжины - в том числе Шаманов (Ульяновская область), дальневосточники - Виктор Ишаев (Хабаровский край) и Михаил Машковцев (Камчатка), а также самарский губернатор Константин Титов, попадающий под раздачу нового закона первым. Не исключено, что уже в новом году главы этих регионов получат свои кресла по новой схеме: президент - заксобрание - должность. Это позволит сделать "выборы" менее затратными для местных бюджетов и более предсказуемыми для Кремля.

Кстати, председатель ЦИК РФ Александр Вешняков пояснил, что закон о новом порядке избрания губернаторов, который еще только должен будет поступить в виде проекта в Госдуму не позднее ноября, не будет иметь обратной силы. Примечательно, что Александр Вешняков дипломатично дистанцировался от президентских инициатив - он заявил, что новая система выборов губернаторов является "вынужденной политической мерой". И добавил: ЦИК не является автором этого предложения.

- Те руководители субъектов Федерации, которые были и будут избраны прямым голосованием на момент вступления закона в силу, будут продолжать исполнять свои обязанности. Они сохранят свои полномочия на срок, на который они избраны, - сказал Вешняков.

Большой интерес непосредственно для глав регионов состоит в развитии вертикали власти на местах - тезисе президента о том, что "руководители регионов должны оказывать большее влияние на формирование органов местного самоуправления".

Председатель ЗС Приморья Сергей Сопчук: - Глав муниципальных образований будут выбирать органы представительной власти на местах - по представлению губернатора. В этом случае система исполнительной власти будет единой от самого первого до высшего уровня, что повысит ее ответственность за принимаемые решения и улучшит управляемость территориями...

Понятно, что президент озвучил только схему. Она будет меняться и совершенствоваться. Смысл происходящего и в том, что "местные" губернаторы выводятся из-под влияния региональной конъюнктуры и бизнес-структур - "скамейка запасных" президента должна быть переполнена кандидатами. Но при этом избиратель исключается из этой схемы надолго - только на следующих федеральных выборах он сможет проголосовать "за" или "против" президента, предложившего ему губернатора. Ну а на региональных выборах избиратель своим голосом теперь сможет только одобрять или не одобрять позицию депутатов, которые поддержали или отвергли эту кандидатуру.

Древесина второго сорта

Путинские нововведения председатель Совета федерации Сергей Миронов назвал "правильными, продуманными, решительными мерами". Такой шаг, убежден Миронов, не приведет к доминированию исполнительной власти над законодательной, а наоборот, сделает их равноценными.

- Государственное дерево должно иметь полноценные ветви, которые не должны хлестать друг друга. А президент сейчас выравнивает полномочия между исполнительной и законодательной ветвями власти, - заявил Миронов. Причем все выравнивание, по словам Миронова, будет проходить "строго в рамках Конституции". "Одобрям-с" Миронова вполне понятен - уже в недалеком будущем реформа коснется и самого Совета Федерации, а вопрос о выборности Совета Федерации так или иначе будет поднят. К тому же нынешний корпус сенаторов реально хотел бы стать независимым от губернаторов и заксобраний.

- Я не считаю, что заявление президента прозвучало с намерением именно назначать губернаторов, - заявил Миронов чуть позже и пояснил: - Все дело в механизме.

А механизм, по его словам, заключается в том, что создается своеобразная коллегия выборщиков. По образу и практике избирательной системы США. При новой системе выборов губернаторов, убежден Миронов, "следует ожидать усиления в первую очередь региональных законодательных собраний". Хотя кандидатуры на губернаторский пост и будут предлагаться президентом, выбирать их будут все-таки депутаты местных заксобраний.

Большинство региональных законодательных органов в этом году отмечает или уже отметили свое десятилетие - за это время они вполне успели сформироваться и овладеть всеми необходимыми законодательными навыками. А после президентских инициатив политический вес региональных заксобраний, по логике вещей, должен резко возрасти. Стоимость депутатского места должна возрасти тоже - по мнению некоторых аналитиков приморского "белого дома" - в два-три раза.

Однако, учитывая интерес Кремля к стартовым площадкам для "мини-Фрадковых" и зятьев, видимо, следует признать: очень скоро "работа" депутатского корпуса - этой "древесины второго сорта" государственного дуба - сведется только к посещениям формальных "слетов" для единогласного одобрения решений ставленников Кремля! А значит, ни о каком повышении депутатского статуса говорить не приходится. Тем более что цель введения пропорциональной системы всех парламентских выборов абсолютно понятна - установление полного федерального контроля как за выборами в Госдуму и ЗакСы, так и за избранными (пока избранными народом!) депутатами.

Сергей Сопчук, председатель Законодательного собрания Приморского края: - В основе формирования партийных списков при переходе к пропорциональной системе выборов в Государственную Думу должен лежать региональный принцип. Чтобы субъекты РФ имели возможность отстаивать интересы своих территорий... Хотел бы особенно подчеркнуть, что при переходе к пропорциональной системе выборов в Государственную Думу не должна быть потеряна связь депутатов со своими избирателями в регионах. Поэтому в основе формирования партийных списков в обязательном порядке должен лежать региональный принцип, чтобы субъекты Российской Федерации имели возможность отстаивать интересы своих территорий.

Кстати, заместитель председателя крайизбиркома Татьяна Вялова отмечает, что вводить выборы по пропорциональной системе в нынешней России неправильно.

- Опыт показывает: многие из депутатов, которые прошли по партийным спискам на последних выборах в Госдуму от Приморья, практически неизвестны населению.

Клин клином вышибая

У нас даже страшные трагедии происходят удивительно вовремя! Потому что первой по значимости реакцией правительства в лице имеющего сегодня практически безграничную власть президента Путина на неделю террора в Москве и на Кавказе стал не разгон беспомощного перед лицом банды террористов (чего там говорить о внешней угрозе!) руководства силовых структур. А тут же рожденный "сентябрьской революцией" тезис о необходимости дальнейшего и совместного цементирования президентской власти - этого колосса на глиняных ногах - теперь на всей территории страны.

Бред, но бессилие и неумение реагировать на происходящее властных структур кавказских регионов России (а это менее 5 процентов территории и всего 7-8 процентов населения Федерации) обернулось для всех 150 млн россиян глубоким и системным поражением в основном - избирательном праве. Хотя очень может быть, что в первой половине сентября перед Путиным и правительством стояла задача отвлечения общественного внимания от бесланского массового детоубийства, и возникла острая необходимость вывести население из состояния ужаса, отвлечь наше внимание, переключить его на какие-то другие события. И тогда президент сделал свое истеричное по сути и историческое по содержанию заявление об отмене гражданских выборов глав субъектов Федерации и о пропорциональной "партийной" системе выборов в государственную и региональные Думы. Заявление, удивительно вовремя попавшее в "струю" зревшей внутри столичного кондоминиума партийно-политической перестройки общественного устройства РФ.

10 лет без права подписи

Можно ли квалифицировать предложения Путина как свертывание демократии? Как бы вы назвали государство, которое выстроится в нашей стране в результате? Эти вопросы были заданы известным политологам.

Улучшится ли управляемость территориями, назначенными после реализации предложения Путина "генерал-губернаторами", - большой вопрос. Вот как отвечает на него Владимир Тихонов, глава администрации Ивановской области, лидер альтернативной коммунистической ВКПБ: - Только если будет выбран правильный принцип при предложении кандидатур губернаторов. Я, например, в свое время получил в наследство область, которую возглавляли представители "единороссов". Область по уровню жизни находилась на предпоследнем месте в России. Сейчас положение гораздо лучше. Иначе говоря, если кандидатуры будут подбираться только по политическому (читай личной преданности, - авт.) принципу, то фактически это будет способ избавиться от неугодных политических фигур. Я очень опасаюсь другого: поскольку сам президент все равно не будет хорошо знать всех кандидатов, возобладает коррупция. Политические фигуры будут мешками возить деньги для подкупа тех чиновников, от которых будет зависеть представление кандидатур президенту.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх