67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 8 м/c
11 мая
Вторник

Политика

Смотрите, кто придёт!

"Занимая высокий пост, многие считают, что обрели власть. Они ошибаются. Это не они обрели власть - это власть обрела их. Устоять перед властью - не сломаться, не воспарить в небеса, оторвавшись от реальности, удается лишь тем, для кого власть не самоцель, не смысл жизни, а лишь род деятельности. Но даже эти "счастливчики" скажут вам, что власть - не привилегия, власть - тяжкая ноша..." Шарль де Голль

Мы стали удивительно легкомысленно относиться к собственной жизни. Считаем, что от нас ничего не зависит. Ругаем газеты и телевидение за то, что они врут, а сами предпочитаем верить в добропорядочность и чистоту кандидатов, которых политтехнологи выдувают из ничего за несколько месяцев. Потому что нам так проще: не надо думать, вникать, понимать, а значит, и реагировать. Глядя на нас, на то, как "пипл хавает", PR-индустрия "рисует" кандидатов, вкладывая им в руки дешевую рыбу или "рупор совести". Или еще хуже: красит противника в черное, поскольку человека, работающего каждый день, имеющего много обязанностей и мало ресурсов, всегда есть за что пнуть.

До чего же легко стало нами манипулировать! Даже сценарий не меняется из года в год, из региона в регион: определил время для предвыборной кампании, снизил цены или вообще кинул кусок неимущим бесплатно, отремонтировал подъезд, красивенько обставил это в прессе и все - народ голосует "за". Раз, и в дамках. Только почему мы потом удивляемся несостоятельности человека, пришедшего таким путем во власть?

Нам с вами скоро идти на выборы главы муниципальной администрации - человека, который будет рулить всей этой громадиной под названием Владивосток. Мы все хотим нормальной, цивилизованной жизни, а значит, должны ответственно подойти к выбору нового руководителя. И первое, что нужно сделать, - определить для себя комплекс качеств и навыков, необходимых управляющему городом. А потом уже посмотреть, сможет ли соответствовать им кандидат. Наверное, у каждого избирателя будет своя мерка. А "Н" решили предложить вам точку зрения специалистов в области управления.

Мнения по поводу

Менеджер, который знает город от и до

Александр Латкин, доктор экономических наук, профессор, директор Института конъюнктуры и прогнозирования:

- Требования к городскому главе со временем меняются. На социалистическом этапе, когда было централизованное управление и Москва определяла все и вся, когда не иссякали дотации, требования состояли в следующем: высокая исполнительность, дисциплина, широкий кругозор, знание промышленности.

Но по мере формирования рыночной экономики и предоставления все большей экономической свободы мэр начал отвечать за всю ситуацию на территории города: здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство. Но в меньшей степени за промышленность и производство. Потому что есть совокупность субъектов хозяйствования, которые сами в конкурентной борьбе достигают тех или иных результатов. В связи с этим к руководителю города стали предъявляться новые требования.

Первое, с моей точки зрения, - управленческий опыт и управленческие знания. Мэр должен быть хорошим менеджером с умением организовать людей, создать хорошую управленческую команду. Значит, он должен быть человеком контактным, либеральным, доступным.

Второе требование, которое становится просто необходимым, - экономическая культура: знание мэром хотя бы основ рыночной экономики, на чем она базируется. Сюда относятся, например, конкурентная борьба, ее правила, понятие конкурентоспособности продукции и тот факт, что спрос определяет развитие любого производства, экономику региона, принципы организации хозяйства. Мэр должен знать законы, по которым город может развиваться в рыночных условиях и по которым он не может развиваться...

Сейчас на выборы, как правило, идут люди, которые обладают деньгами на проведение предвыборных кампаний. Таких я бы разделил на две категории. Есть люди, которые действительно заработали деньги благодаря своим знаниям и умениям. А есть люди, которые в период суматохи и становления рыночных механизмов смогли быстро, в том числе и за счет нечестных вариантов, заработать большие деньги. А после - деньги к деньгам. Такие люди и бизнес-то делать не умеют.

Есть еще третья категория: такие кандидаты своих денег не имеют, но за их спиной кто-то стоит. Эти "кто-то" финансируют кампанию, обеспечивают рекламу или антирекламу, но в то же время и определяют правила игры. Естественно, они выдвигают кандидату условия: "Мы поможем тебе избраться, а ты сделаешь то-то и то-то". Это самая опасная категория, потому что ресурсов у нее достаточно, а вот необходимой экономической культуры может и не быть.

Мэр - это человек хорошей академической культуры. Опыт показывает: там, где избирается глава администрации без достаточного образования - просто завхоз, территория начинает много терять. Потому что мэр должен грамотно вести диалог с инвесторами, делегациями, бизнесменами. Немаловажен и предыдущий опыт работы в сфере городского хозяйства. Задачи главы сейчас усложнились, и нужно время, чтобы понять всю схему. Знаете, есть такие менеджеры: приходят, а референта нет на месте, и они долго по справочникам ищут нужные телефоны. А есть менеджеры, которые держат в голове все телефоны, связи, знают, где что лежит и кто чем дышит, в любое время дня и ночи ориентируются в обстановке. Это нарабатывается только с опытом и дорогого стоит.

Самое страшное, что мы в России сформировали синдром антипреемственности. Дикой. Во всех цивилизованных странах происходит так: избирается новый мэр, и старый ему передает дела, представляет свою команду, оставляет наработки - типа нашего стратегического плана развития. У нас же, к сожалению, велик риск того, что новый человек, приходя к власти неизвестно из каких побуждений, старается на всем, что было до него, поставить крест и говорит: это было плохо, все начну сначала. Опыт показывает, что практически полностью меняется команда. И даже бизнес-среда, плотно взаимодействующая с властью, испытывает натиск: ах, вы работали с прошлым мэром, теперь мы будем создавать для вас другие условия...

Из-за этого город всегда "болеет". Так происходит не только в нашем регионе, но почему-то Владивостоку особенно везет на неприятные тенденции. Вы же помните, какая у нас была раньше чехарда с мэрами, и она ни к чему хорошему не приводила.

Однозначно патриот

Станислав Головачев, кандидат философских наук, профессор, завкафедрой "Менеджмент в социальной сфере" ДВГУ:

- Мэр обязан иметь государственный уровень мышления. Он отвечает за сохранность и развитие социума и должен быть способен применять различные формы управления.

Он должен иметь опыт работы и жизненный опыт. Вот сейчас говорят: давайте выберем молодого мэра. Но практика показывает, что молодой управленец может напортачить и просто устраниться "со сцены", мы уже видели молодых вице-премьеров в правительстве - Немцова, Кириенко, и чем закончилось дело? Поэтому жизненный опыт должен быть, он помогает понимать проблемы разных социальных групп: молодых, ветеранов, инвалидов, спортсменов, предпринимателей. Кроме того, важны наработанные связи: такой человек знает, где и как найти ресурсы, ведь, по сути дела, у мэра нет собственных средств на выполнение программ, на строительство чего-то. На долю муниципальных предприятий приходится малая часть, поэтому придется общаться с разными группами, сохранив при этом свое лицо. И здесь мы подходим к третьему требованию.

Это нравственность. Чтобы к рукам ничего не прилипало. Я считаю, что все мэры - это нравственные камикадзе: они всегда на виду, они не могут быть хорошими для всех, и им нужно выполнять задачи - в жилищной, коммунальной сферах, ради которых приходится идти на компромиссы.

В Приморье мэру Владивостока приходится тяжелее, чем главам других муниципальных образований. Краевой бюджет формируется в основном за счет Владивостока (всего поступает 18 млрд, доля краевого центра - 13,5 млрд), отчасти - Находки. И такая уж у нас сложилась традиция: возникает конфликт между краевой и городской властями.

Если мэр лоялен к "белому дому", соглашается с тем, что город - донор, должен получать по минимуму и за его счет должны развиваться другие территории края, он становится плохим для Владивостока.

Если мэр - патриот города и пытается вытребовать для него больший процент возвращаемых денег, статус и прочее, он неугоден краевым властям.

Но нередко это лишь внешняя сторона конфликта. А если копнуть глубже, то за давлением на муниципальные власти можно разглядеть скрытые интересы неких групп, которые хотят получить, скажем, участок порта или земельные наделы в черте города.

Если мэр не будет патриотом города, то, в конечном счете, будут страдать и город, и край. Потому что сегодня Владивосток - это локомотив, который тащит все Приморье. Начнет он пробуксовывать - остановятся все.

Есть мнение, что для того чтобы стать настоящим мэром, человек должен в течение нескольких лет профессионально вникать в городское хозяйство. Я с этим согласен. При том каждый город уникален по состоянию хозяйства, инфраструктуре. И на сегодня не существует универсальных схем, выучив которые, можно было бы прийти в любой город и там сразу начать управлять.

Ты по какому вопросу плачешь, девочка? Или когда и какого мэра обретёт Владивосток

Условия игры

Когда - это пришлось решать горизбиркому в отсутствие желания у городской Думы изъявить свою волю. Через 64 дня, 4 июля 2004 года, населению Владивостока в очередной раз предлагается прийти на избирательные участки и проголосовать за одного из кандидатов на пост главы города. При этом явка избирателей должна превысить 20 % их списочной численности, а максимальное количество голосов для победы какого-либо кандидата должно равняться 50 % плюс один голос от общего количества проголосовавших. Иначе 18 июля придется проводить второй тур, в котором победитель будет определяться из числа двоих лидеров первого тура путем простого подсчета: за кого проголосует больше народа.

Впрочем, выборы могут и не состояться: если на них придет менее 20 % избирателей, если большинство избирателей проголосует за кандидата "против всех", если суд решит, что совмещение голосования и празднования Дня города являются нарушением Устава Владивостока...

За что боремся?

А вы как думаете? Статус у Владивостока один - это столица Приморского края. Естественно, значение города начинает стремительно расти: он превращается из финансового донора муниципалитетов Приморья в полноценные "ворота России" в АТР. А значит, становится все более привлекателен для инвестиций в его экономику (и, чего скрывать, политику, т.е. возможности лоббировать интересы иностранного и российского бизнеса на территории российского Дальнего Востока и все того же АТР) огромных финансов.

Именно этим - финансами - объясняется очередное противостояние в борьбе за кресло мэра Владивостока различных ФПГ и их ставленников, которые сегодня не жалеют денег для покупки голосов электората в обмен на якобы дешевые продукты, "альтернативные" праздники и дискотеки, железные двери в подъездах и красивые фантики для молодежи. Вложенное - а это миллионы долларов - вполне окупится бюджетом города, которому сразу же будет выставлен "счет победителя".

Чтобы не дуть на воду

Так случилось, что в новейшей истории города имелось всего три мэра - примеров для сравнения маловато. Тем более что избраны были всего два - Виктор Черепков и Юрий Копылов. Что нам всем надо понимать, чтобы не "обжечься на молоке"?

А как у других?

Властные приоритеты по-уральски

Челябинский филиал Института экономики Уральского отделения РАН провел исследования: респонденты отвечали, чем в первую очередь должны заниматься губернатор и мэры городов?

По мнению опрошенных, губернатор должен добиваться: подъема промышленности (32%), развития сельского хозяйства (21%), укреплять финансовое положение (19,5%), увеличивать зарплату бюджетникам (16%) и снижать уровень преступности и наркомании (14%). К числу приоритетных задач губернатора уральцы также относят борьбу с коррупцией (12,5%), улучшение медицинского обслуживания (12%), сокращение уровня безработицы (11%). Еще 5% считают, что главная задача губернатора - отстаивать позиции области в Москве.

Что касается мэра, то для него главными задачами являются: забота о внешнем виде города (48%), улучшение медицинского обслуживания (19%), подъем промышленности (18%). Кроме того, мэр должен укреплять финансовое положение (14%), сокращать количество чиновников (12%). Только 1% опрошенных полагает, что мэр должен заниматься ревизией городских законов.

Мэрство или бизнес?

В трудной ситуации оказался в 2001 году Майкл Блумберг в связи с избранием его мэром Нью-Йорка. Совет города по конфликтам интересов предупредил, что, пока компания "Блумберг" не будет продана, к мэру будет предъявляться немало претензий как к человеку, занимающему высокую административную должность и одновременно контролирующему конгломерат медиа-бизнеса. Короче говоря, интересы бизнесмена и обязанности мэра, правительственного администратора, могут вступить в противоречие и при этом выйти за рамки законов.

Адвокаты тогда сразу заявили, что дело Блумберга может быть беспрецедентно трудным из-за его масштаба и сложности: в качестве мэра он не должен управлять своим бизнесом и иметь преимущества от того, что он мэр. Политические интересы мэра тоже должны быть отделены от управления и владения компанией. Блумберг отошел-таки от бизнеса. Жаль, что в России подобные вещи не практикуются, хотя аналитики в один голос утверждают: сегодня большинство людей приходит во власть, чтобы защищать интересы своего бизнеса.

Яна Хазова, Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх