65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 6 м/c
18 июня
Пятница

Политика

Лесной кодекс - кандидат "против всех"

Новая версия законопроекта не устраивает никого, кроме чиновников с Садового кольца. У президента еще есть время прислушаться к народу

Накануне рассмотрения правительством России проекта нового Лесного кодекса, подготовленного Минэкономразвития при участии Министерства природных ресурсов, в семи городах России, в том числе и во Владивостоке, прошли общественные обсуждения этого документа.

В президиуме ДВО РАН собрались специалисты академии наук, Лесной службы и Главного управления природных ресурсов по ПК, Примкрайохотуправления, представители лесопромышленных компаний, администрации и Законодательного собрания края, Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, члены Ассоциации экологических организаций, помощники депутатов Госдумы РФ и членов Совета Федерации от Приморья.

Всем очевидно одно: Лесной кодекс принимается в спешке и кому-то очень нужно принять его во что бы то ни стало. С конца прошлого года было как минимум три версии законопроекта: первая появилась в конце декабря, вторая - 29 января, сейчас по рукам ходит третья версия от 7 февраля, которая достаточно сильно отличается от предыдущих. Важнейший документ изменяется чуть ли не каждую неделю и реакция, замечания, комментарии общественности летят уже вдогонку. Несмотря на благие намерения и обещания министерств навести порядок в лесу, проект кодекса противоречит Конституции РФ и вызывает опасения: социальные и экологические последствия его принятия могут быть непредсказуемыми.

Частнику не до глобальной ответственности

Бореальные леса России - это легкие всей планеты. И важнейшая роль по восстановлению атмосферы отведена хвойным лесам, сосредоточенным в Сибири и на Дальнем Востоке. Справятся ли они с этой задачей, зависит того, КТО и КАК будет ими пользоваться. "К сожалению, эти вопросы не прописаны в Лесном кодексе, - говорит Юрий Журавлев, академик, директор Биолого-почвенного института ДВО РАН. - В нем довольно много сказано о том, как лес будет рубиться, но очень мало о том, как он будет охраняться".

Известно, что в новой версии кодекса предусмотрены три вида собственника: федеральный, муниципальный и частный. Передача леса в частную собственность, в том числе и иностранцам, настораживает специалистов. Сергей Пстыга, начальник отдела управления лесным комплексом АПК, считает, что этот вопрос требует глубокой проработки и специальной дискуссии, вплоть до народного референдума: "Очевидно, что при нахождении лесов в частной собственности о публичном пользовании лесом следует забыть".

В кодексе много уклончивых формулировок, одна из них - возможность субаренды. На льготных основаниях можно получить лесной участок, потом передать его в субаренду, потом еще в одну... "В результате никто ни за что не отвечает, все вырублено, а мы потом говорим: мы не выполнили свою глобальную роль", - говорит академик Журавлев. Сергей Пстыга добавляет: "Я считаю, что это прямой путь к теневому бизнесу в лесной отрасли, к безответственности арендатора и субарендатора за последствия их деятельности".

Кто знает цену леса?

Академик Юрий Журавлев: - Нет закона, который бы определял стоимость леса. Кто назовет сумму, за которую нужно продать участок? Мы уже видели, как целые пароходства продавались за бесценок. То же самое может произойти и с нашим лесным фондом. Да, в кодексе предусмотрена ответственность: если кто-то не выполняет своих обязательств по лесной декларации, этот участок у него через суд может быть изъят. А за то, что он за это время сделал, он ответственности не несет. К сожалению, это положение сохранилось во всех версиях.

Нельзя допустить, чтобы Лесной кодекс, особенно в той части, где сказано, что леса будут продаваться на аукционе, начал действовать до того, как будет создан закон о том, как же будет формироваться стоимость леса. Предположим, это все же произошло, участок продали лесопользователям. Что будет дальше? Если они начнут действовать по кодексу, наши леса когда-нибудь все же будут вырублены. А потом нам нечего будет рубить и сохранять, так как кодекс не предусматривает никаких мер по возобновлению лесного ресурса. К слову, в законопроекте предлагается фактическое уничтожение системы лесхозов. И кто будет заниматься охраной леса - большой вопрос. Теоретически, это ответственность лесопользователей. На сегодняшний день в Приморье работают полторы сотни лесодобывающих компаний, но только сорок из них могут реально заниматься охраной леса от пожаров и многого другого.

А эффект?

Новая версия не устраивает и лесопользователей. По словам Владимира Чибиряка, замгендиректора ОАО "Приморлеспром", рентабельность предприятий при действующем Лесном кодексе и так низкая - всего 3-7 процента: "Вот пример. Заготовив 1 млн кубометров леса, мы заплатили государству налогов в размере 570 млн рублей. А за какие деньги по новому кодексу вести весь комплекс по охране и восстановлению лесов? Ведь сейчас все обязанности возложены на лесопромышленников, но финансирование не оговорено. А при новом кодексе потребуются значительные вложения, и заниматься лесопереработкой станет невыгодно. По моему мнению, необходимо выяснить эффективность лесов".

Довольно путанно объясняется состояние лесов в особо охраняемых природных территориях (ООПТ). То, что предлагается, крайне усложняет процесс создания новых ООПТ. Также большие опасения у специалистов вызывает чуть ли ни призыв производить лесохозяйственные работы, то есть рубки, в заповедниках. Но ведь у заповедников совершенно другая задача: сохранение эталонных участков земли, рубить которые категорически запрещено.

Сергей Пстыга: - У меня есть ряд замечаний и категорических возражений к этому законопроекту. Он предполагает принципиальное изменение сложившейся системы регулирования лесных отношений и в большей части полностью игнорирует интересы регионов. Не учтено одно из главных условий ст. 72 Конституции РФ: владение, пользование и распоряжение природными ресурсами находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Данная же политика практически на нет сводит роль субъектов и региональных властей. На мой взгляд, нужно непосредственно в кодексе четко провести разделение полномочий и компетенций между РФ и ее субъектами.

Однофамилец премьер-министра России академик Владимир Касьянов настроен решительно и оптимистично: "Я уверен, что наши замечания будут учтены. Другого варианта мы даже не допускаем". Свои комментарии и пожелания эксперты отразили в обращении к Владимиру Путину и депутатам Госдумы. Всего через три недели от народа - от всех нас - ждут самого главного волеизъявления на выборах главы государства. Так вот, действующему президенту не мешало бы серьезнейшим образом отнестись ко всем прочим народным волеизъявлениям. В том числе по вопросу о Лесном кодексе.

Наталия Алешина

Поделиться:

Наверх