65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 1 м/c
13 июня
Воскресенье

Политика

Мы будем выбирать по-новому

Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков - о принципиальных моментах нового избирательного законодательства, в соответствии с которым будут проводиться нынешние выборы депутатов Государственной Думы

- Среди наиболее важных положений нового закона отмечу следующие. Выдвигать федеральные списки кандидатов могут только политические партии, имеющие право участвовать в выборах в соответствии с законом о политических партиях, а также избирательные блоки. В последние, помимо партий, могут входить общероссийские общественные организации и движения, отвечающие требованиям федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. При этом в блоке может состоять не более трех участников. Федеральный список кандидатов может содержать в общефедеральной части не более чем 18 кандидатов и должен включать еще не менее чем 7 региональных групп кандидатов. Мы надеемся, что это будет способствовать увеличению в депутатском корпусе представительства от регионов.

Законом предусмотрено, что без сбора подписей и внесения залога в одномандатном избирательном округе регистрируется кандидат, выдвинутый партией или блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов на основании собранных подписей избирателей. Предусмотрено также, что те партии и блоки, федеральные списки которых будут допущены к распределению депутатских мандатов в Госдуме по итогам выборов-2003, получат право в следующей избирательной кампании в парламент РФ зарегистрировать свои федеральные списки кандидатов и кандидатов по одномандатным округам без сбора подписей и внесения залога. Это правило будет распространяться для партий и при выдвижении кандидатов на любом другом уровне выборов.

- Сколько средств из федерального бюджета выделено на проведение выборов в Госдуму? Каков максимальный размер избирательного фонда для блока и кандидата-одномандатника?

- На проведение выборов в ГД в 2003 году в федеральном бюджете предусмотрено 3,5 млрд рублей. По закону, предельная сумма всех расходов из избирательного фонда кандидата-одномандатника не может превышать 6 млн рублей, а для партии или избирательного блока - 250 млн. В 1999 году эти суммы составляли около 1 млн и около 40 млн рублей соответственно.

Следует отметить еще одну норму. После официального опубликования общих результатов выборов ЦИК будет возмещать в пределах, установленных законом, из федерального бюджета транспортные расходы кандидатам из федеральных списков, получившим по результатам голосования не менее 2% процентов голосов избирателей (для кандидатов в одномандатных округах - не менее 3%). Будет реализовываться и новый порядок господдержки политических партий. Партии, участвовавшие в избирательной кампании-2003, будут вправе получить от государства денежные средства при выполнении любого из двух условий: если список их кандидатов получил по результатам выборов в ГД не менее 3% голосов избирателей, участвовавших в голосовании, либо, если было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых этой партией или блоком по одномандатным округам.

Перечень сведений о доходах и имуществе кандидатов, представляемых в комиссии, стал немного шире. Избиратели будут информированы о них, как и о сведениях из финансовых отчетов партий за четыре года, предшествующих году выборов, и о выявленной их недостоверности.

Главная цель обновления законодательства - усиление роли и ответственности политпартий в избирательном процессе, достижение прозрачности их финансовой деятельности, а также создание реально работающего механизма общественного контроля за голосованием, подведением итогов выборов.

- Сколько, на ваш взгляд, политических партий смогут преодолеть пятипроцентный барьер?

- В компетенцию ЦИК не входит прогнозирование результатов выборов. Я не хотел бы вторгаться в сферу деятельности социологов и политконсультантов. По их оценке, таких партий и блоков будет не больше пяти. В любом случае важно, чтобы предвыборная деятельность осуществлялась не в атмосфере "информационных войн" и "борьбы компроматов", а в духе здоровой конкуренции партий и кандидатов. В связи с этим хочу напомнить, что ЦИК России поддержала идею подписания общественного договора "Выборы-2003" между политическими партиями, руководителями объединений журналистов и специалистов в области политтехнологий. Впервые предусмотрено создание наблюдательного совета, уполномоченного следить за соблюдением сторонами договора своих обязательств. Надеюсь, эта общественная инициатива будет поддержана в регионах и поможет всем участникам выборов достойно провести избирательную кампанию.

- За какие нарушения могут быть сняты с регистрации кандидаты и избирательные блоки?

- Установлен перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов. И теперь среди них нет оснований, которые могли бы потребовать субъективных оценок со стороны членов избиркомов. Установлен и перечень оснований для отмены регистрации кандидатов. Вправе отменить регистрацию только суд! Это может произойти в случае нарушения конституционных норм, запрещающих: агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду; призывы к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя и нарушению целостности РФ; пропаганду войны. Регистрация может быть отменена, если кандидат неоднократно использовал преимущества своего должностного или служебного положения, если установлены факты подкупа избирателей, использования денежных ресурсов помимо средств избирательного фонда.

- Какие меры предусмотрены для предотвращения использования "грязных технологий" на этих выборах?

- Установлено правило о возможности использования имени, изображения, положительных высказываний известных лиц в поддержку кандидатов или партий только со ссылкой на источник опубликования или с согласия указанных лиц. Если согласие не давалось, налицо обман! Уточнены требования к СМИ в плане незамедлительного - до окончания избирательной кампании - предоставления права на ответ кандидату, чьи честь, достоинство, деловая репутация затронуты в публикации в этом СМИ. Приняты дополнительные меры ответственности за систематические нарушения вплоть до приостановления выпуска СМИ до завершения избирательной кампании.

Новое требование закона - анонсирование типографиями расценок на изготовление печатных агитматериалов не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Это необходимо для обеспечения равных условий ведения агитации и финансового контроля за расходованием избирательных фондов. Любой выпущенный с нарушением закона агитматериал, даже если он внешне содержит признаки законного, распространению не подлежит. Если избиркомам принадлежит решающая роль при выявлении нарушений в избирательном процессе, то правоохранительным органам - в немедленном их пресечении.

- Серьезная дискуссия развернулась вокруг поправок, касающихся санкций против нарушающих правила агитации СМИ. В каких случаях и как может быть приостановлена их деятельность?

- Изменения, внесенные в закон о СМИ в связи с обновлением избирательного законодательства, направлены прежде всего против использования СМИ "грязных" избирательных технологий. Недопустима ситуация, когда определенные СМИ отдают явное предпочтение какому-то кандидату или партии либо ведут яростную контрагитацию против заранее выбранных для дискредитации целей, и никакие штрафы не могут заставить их отказаться от избранной линии. При этом нередко такая деятельность СМИ или их отдельных сотрудников оплачивается не из избирательного фонда кандидата или блока, а "черным налом". Смириться с этим - значит забыть о принципе равного доступа кандидатов к СМИ и равенстве прав кандидатов.

Суть поправок такова. Закреплена возможность приостановления в судебном порядке выпуска СМИ - в случае, если выпускающая его организация уже после вступления в силу решения суда о привлечении ее или ее главного редактора к административной ответственности по статьям КоАП, касающимся избирательного процесса, вновь нарушит законы о выборах, и это может повлечь повторное привлечение к ответственности. Правом на обращение в суд с заявлением о приостановлении выпуска СМИ наделено исключительно Минпечати. Основанием для его обращения в суд может служить обращение ЦИК. Кроме того, в отношении СМИ, чья продукция распространяется в пределах одного субъекта РФ, обращение может идти и со стороны избиркома этого субъекта РФ. Если СМИ уже неоднократно привлекалось судом к административной ответственности, то есть систематически нарушало закон, то обращение Минпечати в суд обязательно.

- Каковы особенности использования ГАС "Выборы" в ходе предстоящей кампании?

- В соответствии с программой развития ГАС "Выборы" в 2003 году внедряется новая модернизированная система. При модернизации была поставлена цель - создать надежную систему для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов, включая наблюдение за ходом и установлением итогов голосования. Процесс передачи информации в ГАС технически организован так, что после введения протокола участковых комиссий в систему его данные будут автоматически передаваться во все вышестоящие комиссии и в итоге - в ЦИК. По-новому будут обнародоваться итоги голосования. Не позднее чем через сутки после голосования все избиркомы субъектов РФ обязаны представить результаты в интернет. И теперь любой наблюдатель может сравнить данные, полученные от участковой комиссии в форме копий протоколов итогов голосования, с данными, размещенными в интернете. Для этого на сайте ЦИК нужно найти ссылку на любой из 89 электронных адресов региональных комиссий, где будут опубликованы данные по голосованию с каждого из 94 тысяч избирательных участков.

По закону, информация, полученная через систему ГАС "Выборы", является предварительной и не имеет юридического значения. На практике это означает, что итоги голосования, подведенные с помощью ГАС, будут считаться предварительными. Окончательными результатами выборов признаются данные бумажных протоколов, проверенные и подписанные членами избиркома. Тем же, кто опасается подтасовок на выборах, следует понять, что основой протоколов избиркомов являются результаты, зафиксированные в бюллетенях, которые хранятся не менее года. Если появится основание проверить итоги, можно сделать пересчет бюллетеней или сверить данные по протоколам. Мы рассчитываем, что 7 декабря в 21.00 по московскому времени уже будут предварительные результаты голосования по Дальнему Востоку и Сибири.

- Как вы оцениваете прошедшие в 2003 году выборы в регионах? Какие основные проблемы возникали там?

- Несмотря на достаточно спокойный ход прошедших региональных избирательных кампаний, присутствовали и скандальность, и "грязные" технологии, и судебные процессы. К чести большинства избиркомов, надо сказать, что с помощью правоохранительных органов нарушения своевременно выявлялись и пресекались. В целом же внесенные изменения в законодательство о выборах продемонстрировали свою эффективность с точки зрения предупреждения и пресечения нарушений, уменьшили почву для скандалов. Из этого опыта членам избиркомов всех уровней надо сделать вывод: все принимаемые комиссиями решения должны быть обоснованными, в необходимых случаях - обеспечены документально оформленными доказательствами правоты отстаиваемой комиссией позиции, и всегда - строго соответствовать закону.

Поделиться:

Наверх