65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 9 м/c
18 июня
Пятница

Политика

Светлана Горячева: "С Грефом разговаривать хуже, чем с глухим..."

На прошлой неделе депутат Госдумы по 51-му Уссурийскому избирательному округу, председатель комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светлана Горячева совершила рабочую поездку по краю, посетив Владивосток, Большой Камень, Шкотовский район, Фокино, Партизанский район. На одной из встреч с избирателями Светлана Петровна дала интервью корр. "Н".

О местном самоуправлении

- В этот приезд я делюсь с избирателями мнениями по тем законам, которые приняты Госдумой в конце 2002 года, и поступившим в Госдуму предложениям правительства. В частности, 4 января правительство направило нам проект закона о местном самоуправлении, который 21 февраля мы будем принимать в первом чтении. Закон большой - как по объему, так и по значению, это своего рода конституция всех ветвей исполнительной власти страны.

- Каково ваше мнение о проекте этого закона?

- Мне импонирует основная его идея: передать на местный уровень многие, порой просто излишне сконцентрированные на государственном и региональном уровнях полномочия исполнительной власти. Но у меня есть большое опасение: передаваемые полномочия сегодня не могут реализоваться местными властями из-за отсутствия в их бюджетах необходимых средств. Поэтому перестройка местного самоуправления должна идти параллельно переделке бюджетных и налоговых законов страны, а финансовые ресурсы на их основе должны передаваться из ведения правительства и субъекта федерации в руки местной власти. Для реализации в целом нужного и полезного закона нужна будет политическая воля правительства: только если государство и субъекты федерации откажутся от части своих налоговых сборов в пользу муниципалитетов, реформа местного самоуправления получит путевку в жизнь. Иначе она превратится в фарс: проблемы народа верхи передали вниз, местная власть без денег решить их не может, зато народные гнев и отчаяние получат четкий и близкий адрес конкретных виновников своих бед в лице местных глав и администраций. К тому же государство, видимо, неслучайно излишне щедро передает низам очень много полномочий. Например, полностью отказывается от программы поддержки сельского хозяйства на местах или полностью передает из совместного сейчас ведения на местные уровни вопросы социальной поддержки ветеранов, детей-сирот, беспризорных и матерей-одиночек. Я как председатель комитета по этим проблемам категорически против такого расклада. Мне понятно, что пока без поддержки государства все эти вопросы в Приморье и многих регионах России решаться не будут, а детей смогут рожать и растить только москвичи.

- Неужели в проекте закона все так запущено?

- Посмотрите проект, и вам многое станет понятно. Почему, например, вопросы субсидий, субвенций и компенсаций для регионов и территорий должны определяться только в правительстве? Это же по пословице: "Своя рука - владыка". Устраивает губернатор - кинем кость для его стариков, нет - пусть сам решает их проблемы. А разве не понятно, что, передав финансы на местные уровни, без концентрации в одних руках невеликих пока бюджетных средств многие районные главы не смогут решать вопросы чисто районного масштаба, например, дорожного строительства, содержания районного Дворца культуры или финансирования районной прессы?

О пенсиях и зарплатах

- Можно ли, пусть вкратце, рассказать о работе вашего комитета над проблемами социальной поддержки населения?

- Тема большая, поэтому лишь по основным позициям. Мы убедили правительство, и бюджетная строка оздоровления детства - 8,283 миллиарда рублей - была в этом году увеличена до 11,566 миллиарда. Надеемся увеличить в несколько раз детские пособия для семей с младенцами, дошкольниками и младшим школьниками, хотя их сумма в масштабах страны составляет 24 миллиарда рублей и очень значительна даже сейчас. В этом году планируется трижды проиндексировать пенсии россиян: 1 февраля, 1 апреля и 1 августа, а размер пенсии увеличить на треть. В два раза вырастет в 2003 году минимальный размер стипендии студентов, минимальный размер зарплаты вырастет с 450 до 600 рублей, а с 1 октября на треть будет увеличена зарплата бюджетников.

- Да, но с 1 октября бюджетников предполагается перевести на отраслевые зарплаты?

- Планируется и даже разработано типовое положение, к которому депутаты относятся очень неоднозначно. Есть серьезные сомнения, ведь, согласно проекту, базовую составляющую зарплаты бюджетников будет финансировать государство, а вот доплаты, льготы - субъект федерации и местное самоуправление. Получится, что за одинаковый труд учителя соседних Партизанского района и Находки получат различные деньги, а уровень зарплаты будет во многом зависеть не от качества работы учителя, а от финансового благополучия территории.

- Кстати, бюджетники - это не только врачи и учителя, но и силовики...

- Бюджет России 2003 года поделен на три примерно равные части: это содержание силовых структур, внешний долг и социальная политика. Первоначально военный бюджет был 284 миллиарда рублей. Но по настоянию депутатов он увеличен на 60 миллиардов, которые мы планируем израсходовать в основном на выполнение социальных программ поддержки армии: увеличение денежного довольствия, строительство жилья, трудоустройство и соцадаптацию ветеранов. И все стыдно говорить, но даже увеличенный бюджет нашей армии составляет всего 3 % от бюджета армии США!

О жилкомхозе

- Одним из больных вопросов для страны является реформа ЖКХ. Что нового происходит на этом фронте?

- Ничего утешительного. К сожалению, ущербный закон о реформировании ЖКХ был кулуарно принят на одном из заседаний Госдумы в конце года в первом чтении. По данным экспертов, изношенность основных фондов российского ЖКХ превышает 60 %. Мы - страна севера и зимы. А новый закон предполагает переложить всю тяжесть содержания ветхих сетей и котельных на плечи населения и собственников жилья, компенсируя часть этих гигантских затрат лишь самым нищим слоям россиян. При этом за основу закона взят опыт США и ряда незимних европейских стран, где максимум стоимости коммунальных услуг приходится на горячее водоснабжение и квартплату, а не на отопление. Да и уровень доходов тамошнего среднего класса - а это 70 % населения этих государств - на порядок выше доходов нашего минимального по количеству среднего класса. А 80 % россиян живут на черте бедности, имеют доход всего на 20-30 рублей выше прожиточного минимума, и именно этих людей мы дикими ценами коммунальных услуг бросаем в объятия нищеты.

О квотах на рыбу

- Какое участие приморские депутаты приняли во время рыбного бунта Приморья, вызванного усекновением промышленных квот наших рыбаков?

- Желание правительства пополнить казну за счет увеличения продажи квот на аукционах очевидно. Мы дважды в 2002 году приглашали на Думу главу Минэкономразвития Германа Грефа, дважды его заслушивали по этому вопросу. Честно скажу, это был разговор с глухим: он нас не слышал и не понимал. Мое мнение: сейчас в России делается все, чтобы загнать рыбодобывающую отрасль в угол. Делается это на базе ложных экономических посылов и выкладок. Я полностью согласна с главой ГКР Наздратенко в том, что нельзя брать деньги за рыбу в воде, а нужно - щадящими налогами с улова и продукции. Сейчас у меня в работе запрос рыбаков Находкинской БАМР по олюторской сельди, квоты на которую в прошлом году так и не были реализованы - рыба не пришла в потеплевшее море. Но рыбаки уже заплатили за аукционные квоты сумасшедшие деньги, понесли убытки! А государство отказывается возместить убытки и даже продлить срок действия неиспользованных квот. Я с этим категорически не согласна, мы будем обращаться в Конституционный суд!

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх