65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 1 м/c
24 июня
Четверг

Политика

Выборы: Челенжеры против инкамбентов

Дерзкие новички - фавориты в борьбе за места в Законодательном Собрании Приморья

Александр Смирнов, политолог

Новая тенденция?

Западные политтехнологи традиционно подразделяют политических соперников, участвующих в избирательных кампаниях, на новичков-претендентов, бросающих вызов своим соперникам (челенжеров), и опытных политдеятелей, вкусивших сладость пребывания во властных креслах и стремящихся, как правило, вновь переизбраться на теплую должность (инкамбентов).

В условиях цивильного Запада, ког да борьбу за основные политические посты ведут между собой партии и силы политического центра, различия между которыми в состоянии увидеть только высоколобые специалисты, а отнюдь не массы избирателей, ориентирующиеся зачастую на личностные качества претендентов, такое деление вполне оправдано. Подобный подход, на мой взгляд, применим и к анализу современной предвыборной ситуации в Приморье. И основной причиной этого является то, что борьбу за главный политический пост в Приморье выиграл челенжер Сергей Дарькин, несмотря на то, что ему противостояла дюжина инкамбентов. Является ли это началом новой тенденции в политической жизни региона или нет? Если да, то как строить в этой связи свои избирательные стратегии тем и другим? Ответа нет, но ясно, что изучением рецепта продемонстрированной победной стратегии как раз и должны вплотную заниматься сейчас аналитики штабов кандидатов, желающие добиться успеха на выборах в Законодательное Собрание Приморья.

Формула победы

По оценкам специалистов, ресурсная база для победоносной избирательной кампании должна состоять как минимум из десяти основных позиций, наполненных, в свою очередь, не менее чем на 50 процентов. Однако это правило не распространяется на челенжеров, идущих к победе коротким путем. Воспользуемся примером Сергея Дарькина, тем более что его опыт может пригодиться и другим новичкам - соискателям властных кресел.

Итак, на старте предвыборного марафона ресурсная база его избирательной кампании составляла (по десятибалльной шкале): известность - 0, политическое влияние - 0, электоральный ресурс - 0, опыт политической борьбы (участия в избирательных кампаниях) - 0, личностный ресурс - 0, административный ресурс - 0, временной ресурс - 0, коммуникационный ресурс - 0, финансовый ресурс - 10, воля к победе - 10.

Уступая изначально по всем показателям своим конкурентам, Сергей Дарькин тем не менее победил, чем вызвал вал недоуменных комментариев и весьма оригинальных трактовок объяснения такого результата. Все гениальное, однако, просто: воля к победе + финансовый ресурс + профессиональная команда + адаптированные технологии = победа.

Чем заряжать пушки?

Хотел бы особо подчеркнуть, что заряженность претендента-челенжера на победу имеет не меньшее значение, чем финансовый ресурс, что весьма характерно показала прошедшая губернаторская кампания. Без воли к победе, которая вдохновляет всю команду, работающую на выборах, не стоит и подыматься из окопов. Говоря другими словами, воля к победе, умноженная на финансовый ресурс, инвестируемый в профессионализм и достигаемый в результате перевес в креативе, - такова универсальная формула победной стратегии кандидата челенжера.

Опять же, универсальный побудительный мотив, он же - общий слоган для всех участвующих в кампании челенжеров, одинаков: "Перемены к лучшему возможны только с новыми людьми". В более упрощенном виде он может выглядеть так: "Этих пора переизбирать, они ничего не сделали для улучшения жизни народа", что на фоне ежедневных катаклизмов и мерзостей приморской жизни звучит убедительно.

Не засидеться на старте

Если же говорить о проблемах челенжеров, то основной из них является поздний старт в избирательной кампании. Отчасти это объясняется нехваткой политического опыта, что в свою очередь порождает весьма стойкие заблуждения по поводу планирования и организации собственной избирательной кампании. Так, одним из них является то, что избирательная кампания начинается за два месяца до даты выборов и, следовательно, до определенного периода времени нельзя проводить активной кампании, направленной на привлечение внимания к собственной персоне.

Этим заблуждением челенжеров активно пользуются поднаторевшие в политических передрягах инкамбенты, проводя пресс-конференции, выступая в СМИ, в том числе и без особой надобности, организуя различного рода PR-акции, (самой масштабной из которых можно назвать их круговерть вокруг выборов губернатора) и т.д. и т.п., без оглядки на сроки предстоящей кампании. Смысл подобной суеты понятен, и хотя можно отличить индивидуальную PR-кампанию от предвыборной, но доказать это в суде практически невозможно. Черепкова сняли не за раннее начало предвыборной агитации, а исходя из интересов срыва руками его сторонников губернаторской кампании, в которой побеждал неугодный кандидат. Понятно, что уже сейчас, теряя драгоценное время и уступая инкамбентам в активности, челенжеры заведомо ставят себя в худшее положение, что может дорого обойтись на завершающей стадии кампании.

Традиционные заблуждения

Другим заблуждением кандидатов, и не только челенжеров, является то, что стартовый политический капитал можно приобрести на громких разоблачениях, либо нападках на существующую власть, то есть практически без затрат. Увы, эти времена давно прошли и закончились вместе с эпохой демократического романтизма начала 90-х годов. Кое-кто, правда, успел схватить бога за бороду, высоко взлетел, и мы их знаем. В целом же массовое сознание устало от идеологических манипуляций и не реагирует так, как это было ранее. Напротив, рыночный принцип "прежде чем получить, надо вложить" начинает все активнее внедряться в избирательный процесс.

Сегодня, в условиях так или иначе оформившегося политического рынка, реальный капитал становится наиболее действенным фактором политического успеха, разумеется, при правильной его конвертации в интеллект, профессионализм, креатив. При этом следует иметь в виду, что креативная составляющая все более доминирует в современных избирательных кампаниях самого разного уровня, ярким примером чего опять-таки могут служить прошедшие в крае выборы губернатора. Победившая команда организовала и провела более умную, тонкую, адекватную запросам и ожиданиям населения избирательную кампанию, сознательно обходясь без чернухи, нападок и разоблачений.

Не жалейте долларов

Этим на уровне края была подтверждена закономерность последних лет: при столкновении административного, идеологического и креативного ресурсов, победа остается за последним. Что же касается величины затрат кандидата челенджера в предстоящей кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Приморья, то, по моей оценке, ее оптимальный размер должен составлять 50 тысяч долларов. Кандидат инкамбент, в силу своей раскрученности и наличия соответствующей репутации, может обойтись тремя рублями. Без наличия таковой ему придется рассчитывать на более серьезные издержки. Инкамбенту с отрицательной репутацией лучше руководствоваться народной мудростью о том, что "черного кобеля не отмоешь до бела", и остаться зрителем и без того традиционно не очень чистого действа, которое называется "выборы по-приморски".

В заключение нечто вроде прогноза. Процесс политической прострации, в которой находятся после губернаторских выборов все основные участники недавних событий, не может тянуться бесконечно долго. Створки раковины захлопнутся к зиме. Но пока еще шансы дерзких новичков, как никогда, велики. Перемен ждут не только школьники, но и их родители. Вперед, челенжеры!

Поделиться:

Наверх