65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 6 м/c
14 июня
Понедельник

Политика

Электоральные ожидания

Звезды и Лампасы. Настольная предвыборная игра для больших и маленьких старше 18 лет

Общественное мнение - это мнение тех, у кого обычно не спрашивают мнения (Афоризм социологов)

Итак, предварительный период избирательной кампании закончился. Выборные машины с холостых оборотов переходят на рабочие. Во многих штабах рулить этими машинами приглашены московские пиарщики - считается, что они специалисты своего дела. Посмотрим... Нас ждет много интересно. Очевидно, что успех придет к тому кандидату, который в наибольшей степени отвечает ожиданиям избирателей. Каковы же эти ожидания? Какими качествами должен обладать новый губернатор? Ответы на эти вопросы важны и штабам кандидатов, и журналистам, да и всем нам, уставшим от плохой политики, никуда не годной экономики, думающим о будущем.

Пейзаж после битвы

О предвыборном состоянии общественного сознания населения края рассуждает Ирина Галкина - завкафедрой массовых и политических коммуникаций ВИМО ДВГУ.

- Мы переживаем период смены политических элит. На общественное сознание жителей края влияют сейчас два обстоятельства. Первое - то, что 6 лет у власти стоял Евгений Наздратенко - фигура достаточно яркая, как бы мы к нему не относились. Высокий рейтинг, который у него был, - не миф, мы проводили исследования. И вот он ушел, не оставив наследника. Должно пройти время, чтобы население выделило для себя новых политических лидеров. И требования к ним у нас уже другие.

Второе - население еще не вышло из шока после тяжелой зимы. Она была страшна для населения не только тем, что люди замерзали, но и тем, что рушились политические кумиры - особенно это существенно для районов края. Ситуацию выправлял центр - Шойгу и его команда. И кредита доверия у нового губернатора нет.

Считается, что население Приморья сильно политизировано. Это действительно так: население много лет готовили к тому, чтобы оно любую бытовую проблему связывало с политическими аспектами. В предвыборной ситуации этот феномен тоже проявляется, но по-своему. Население уже сейчас панически боится следующей зимы, и политики это используют, пугая нас нерешенными проблемами ЖКХ. Население озабочено выживанием, его тревожат высокие цены, растущие энерготарифы и т.д. На этих фобиях все политики, участвующие в предвыборной кампании, будут спекулировать. Вообще говоря, люди устали. Они хотят, чтобы кто-то пришел и занялся всем этим. Фактически, мы выбираем не политика, а хозяйственника.

Голосуют не за обещания

Мария Орлова, директор Гуманитарного института ДВГМА: - Феномены массового сознания существует независимо от того, есть выборная кампания или ее нет. Просто в специфической ситуации политических выборов они проявляются резче. Действия людей, которые организуют выборные кампания, должны быть построены на учете совершенно определенных вещей, ориентированы на потребности, мнения или суждения большинства социальных групп. Если ситуация выборов не затрагивает эти интересы, то выборов не будет (это, к примеру, ситуация с Думой Владивостока). Как правило, программы и лозунги кандидатов ориентированы именно на это. Если вспомнить, под какими лозунгами проходили недавно выборы президента, губернаторов, Госдумы, то мы увидим, что кандидаты выдвигали совершенно "правильные" программы, поскольку они были построены на потребностях больших групп людей: потребностей в безопасности, в защите, в реализации заботы о детях и стариках. Но вот что интересно: через некоторое время после выборных кампаний мы предложили людям сравнить список основных выборных лозунгов со списком людей, вошедших во власть - от губернатора до руководителя района. Никто не смог соотнести одно с другим.

После выборов декларированный лозунг очень редко привязывается к какой-то конкретной политической персоне. Откуда же берется внимание к политической (или любой публичной) персоне и желание ее выбрать? Оно основано на общественном мнении, которое всегда полюсно. Люди одновременно кого-то любят, кого-то - нет, и именно это привлекает к данной персоне внимание. Когда люди привыкают к той или иной политической фигуре, она перестает их восхищать и раздражать, к ней теряется интерес. Именно поэтому многие политики удерживают его, создавая вокруг себя скандалы - тот же Черепков или Жириновский.

- Представление о том или ином человеке у социальных групп очень консервативно. Общественное мнение (ОМ) - более гибкое образование. Это не сумма отдельных мнений многих людей - это нечто другое, связанное с феноменом образования толпы, стихийностью. ОМ возникает в тех случаях, когда у электората есть либо острый недостаток либо переизбыток разнообразной информации. Ведь толпа возникает только тогда, когда человек не в состоянии чего-то понять или оценить самостоятельно, сделать какие-то однозначные выводы, например выбор кандидата. И он пытается понять "коллективно". Именно на этом основаны психологические феномены толпы.

Чужих здесь не любят

- Есть интересный феномен, который роднит нас с москвичами. Любая предвыборная кампания в московском регионе начинается словами "коренной москвич". У нас - "свой", "наш", "приморский", идея противостояния - "мы" и "они", "чужие". В других регионах часто выбирают "варягов": Лебедя, Абрамовича, Шаламова и т.д. В Приморье есть жизненные потребности людей, живущих в достаточно экстремальных ситуациях, - доминирует идея выживания. Поэтому достаточно устойчиво такое общественное мнение: поскольку наш регион отдаленный, то понять его специфику может только человек, который здесь живет.

Игры патриотов

- Можно сказать, что выборы - это такая большая игра с ОМ, не затрагивающая базовых потребностей граждан, не работающая с реальными задачами. Хотя 10 лет назад у народа был интерес к политическим процессам. Тогда в обществе была потребность в серьезных изменениях, большой объем информации и невозможность переработать информацию самостоятельно, была необходимость как-то для этого объединяться, строить прогнозы. А сейчас ситуация иная - сформировались устойчивые представления о том, что, к сожалению, выживать придется каждому в одиночку. Помогут лишь те, кто вблизи - близкие, родные, "свой" губернатор. Отсюда идея региональности, устойчивая тенденция - мне нужнее тот, кто рядом. Происходит своего рода социальная и региональная дезинтеграция общества. Вообще, население воспринимает власть как нечто далекое, оторванное от себя, и в те игры, которые она ему предлагает в "глобальном масштабе", играет неохотно.

Какие мы разные!

- Из других феноменов местного общественного сознания можно выделить динамику социальных представлений о выборах, которые сейчас четко делятся по возрастам. Первая группа избирателей - люди старшего поколения, которым с трудом меняют свои убеждения и голосуют из старых представлений о должном, о "хорошем" кандидате. Поэтому у них в сознании коммунисты и военные "хорошие", а банкиры - "плохие". У них кандидатура молодого кандидата не пройдет.

Вторая группа - молодежь, которая с удовольствием (на самом деле) участвует во всех выборах, собирает подписи, и так далее. Их установки только сформировались, и они ориентируются на себе подобных - молодых, предприимчивых, имеющих свое дело.

Индифферентной оказывается самая зрелая часть населения - от 30 до 50 лет. Им нет резона менять свои убеждения, у них есть чувство разочарования и ориентация на собственные силы. У нас, к сожалению, зрелая часть электората слабо участвует в выборных кампаниях. Вообще, с ожиданиями этой группы лиц хорошо работает Явлинский. Он умный, грамотный, хорошо говорит, вечно сомневается, вечно в оппозиции, и при этом ничего не делает. Он отказывается от всех постов в правительстве, которые ему предлагают. Почему они его поддерживают? Очевидно, людям этой группы нужно что-то другое, и, самое главное, - реальное. У пожилых людей есть свои идеалы, у молодых есть вера в будущее и иллюзии, а зрелый человек относится ко всему достаточно рационально.

Может, проще бросить монету?

- Среди избирателей распространен такой феномен, как ситуативное принятие решения за 15 минут до голосования, что называется конформизмом. Так поступает от 40 до 60 процентов избирателей. Мотивы просты: когда я не могу сделать выбор сам, то поступаю, как большинство. На человека оказывается групповое давление, и он принимает решение на основе импульса, случайно полученной информации. Например, вы идете на избирательный участок мимо нескольких групп людей, обсуждающих, за кого стоит голосовать, при этом приводить какие-то аргументы вовсе необязательно - неаргументированная информация лучше воспринимается.

Наша выборная технология скопирована с западной, и нам, видимо, не очень подходит. Первую выборную технологию придумал, кажется, Линкольн - когда поил всех, кто проголосовал за него. А нынешняя ситуация с выборами президента привела, по словам самих американцев, к тому, что было бы дешевле и эффективнее просто подбросить монету...

Какого парня мы хотим?

В последнее время в крае проводилось немало опросов, так или иначе связанных с выборами губернатора. С данными некоторых из них мы имеем возможность познакомить читателей.

77,6 % опрошенных хотят, чтобы губернатором стал житель Приморья. Почти 79 % высказалось за то, чтобы это был человек в возрасте от 40 до 55 лет, причем около 60 % считают, что это должен быть мужчина. Раньше население негативно относилось к хорошей материальной обеспеченности лидеров. Сейчас 40 % уверено, что это должен быть человек со средним уровнем дохода.

83 % считают, что губернатор должен быть грамотным человеком, иметь высшее образование, хорошо разбираться в юридических, экономических и политических вопросах. За то, чтобы он имел административно-управленческую подготовку высказывается треть опрошенных. 20 % респондентов полагают, что кандидата должен поддерживать федеральный центр. Однако 32 % опрошенных выступают за то, чтобы он был независим, не был связан ни с одной из основных групп ("команда Наздратенко", "оппозиция", "ставленники центра"), претендующих на власть.

На вопрос о качествах будущего лидера лидируют "честность" и "порядочность" - от 48 до 56 % опрошенных. Далее - хорошие организаторские способности; любовь к Приморью, патриотизм; готовность компромиссам в интересах дела (конфликтные люди не в моде). Ранее считали, что губернатор должен быть жестким, наступательным. Сейчас такие черты хотят видеть в нем всего 0,7 % населения. Это тоже впервые появляется в опросах - у людей сменились ориентиры, они устали от властных сражений.

Чего мы хотим от этого парня?

На вопрос, что должен сделать в первую очередь новый губернатор, придя во власть, 62 % ответили - начать борьбу с коррупцией и преступностью; разобраться в проблемах энергокризиса - 27 %; проанализировать сделанное предыдущим губернатором - 15 %.

Кто выберет этого парня?

Теперь немного статистики о нашей избирательной активности. На эти выборы пойдут, как и ранее, в основном, люди старшего возраста, которые всегда ходят на выборы. Если пенсионеров в обществе 20 %, то на выборах их будет 40 % от всех голосующих.

Вообще на каждые выборы ходят около 62 % избирателей, порядка 12 % не ходят на выборы вообще. Около 70 % избирателей (данные за март) не определились, за кого им голосовать. Но около 40 % точно пойдут на выборы, и еще 20 %, скорее всего, это сделают.

обзвон штабов: Всем нужна победа

Мы обзвонили штабы кандидатов на должность губернатора Приморья с одним вопросом: "Какой результат на выборах 27 мая ваш кандидат считал бы для себя успешным?" В ответ прозвучало единодушное...

Штаб Касатонова: - Победа! Кандидат в прекрасной форме, 28 апреля выезжаем в агитационный тур по краю - будем встречаться с избирателями Находки, Партизанска, районов.

Штаб Жекова: - Только победа, в которой мы все уверены!

Штаб Апанасенко: - Только победа!

Штаб Кириличева: - Надеемся на успех...

Штаб Черепкова: - Кандидата с нами пока нет, его мнения мы не знаем, а штаб... Штаб всегда рассчитывает на победу.

Штаб Дарькина: - Уверены в победе в первом туре. Надеемся, что к 27 мая каждый избиратель ответит на вопрос:"Почему Дарькин?" Уверены, что в результате наших усилий край станет чище!

Лев Коломыц

Поделиться:

Наверх