66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
22 июня
Вторник

Политика

Чем голосовать: головой или сердцем?

На выборах в Госдуму по партийным спискам ныне баллотируются 28 избирательных объединений и блоков. Это гораздо меньше, чем было на четыре года назад, когда благосклонности избирателей добивалось 43 объединения. Тем не менее, и это соверешенно очевидно, российским гражданам предстоит нелегкий выбор. По каким критериям избиратели будут определять партии, за которые отдадут свои голоса, способен ли электорат вообще сделать осознанный выбор - на эти темы размышляет декан факультета экономики и бизнеса ДВГУ Станислав Головачев.

- Примерно треть российских избирателей не примет участия в выборах ни при каких обстоятельствах. Эти граждане махнули рукой на такую демократическую процедуру, как выборы, поскольку уверены, что от их голоса ничего не зависит, после плебисцита в их социально-экономическом положении ничего не изменится.

Около трети избирателей осознанно сделали выбор в пользу лево-патриотической идеологии, около 12 % - в пользу установок либеральной демократии. Данная часть электората после периода разброда и шатаний обрела устойчивую мировозренческую позицию и будет голосовать за идеологию - социалистическую или либеральную. Избиратели этой категории в меньшей степени ориентируются на имена лидеров партий и блоков. Для них, по большому счету, нет никакой разницы в том, кто именно возглавляет избирательное объединение - Зюганов или Купцов, Кириенко или Чубайс. Повторюсь, в данном случае идет голосование не за лидеров, а за идеологические установки.

Оставшаяся часть избирателей делится на две примерно равные части - тех, кто намерен голосовать, ориентируясь на данного конкретного лидера, и на тех, кто свой выбор сделает в самый последний момент, под воздействием агитации в электронных и печатных СМИ.

Данные социологических исследований показывают: до 80 % избирателей не знакомилось, не изучало и не анализировало предвыборные программы партий и блоков и не собирается это делать в дальнейшем. Подавляющее большинство избирателей не считает необходимым уяснять для себя, чем отличаются друг от друга программы действий в экономической сфере КПРФ, "Отечества - Вся Россия" или "Яблока". Электорат будет внимательно относиться к высказываниям лидеров блоков только по трем наиболее злободневным в настоящее время проблемам: социальная защита, борьба с преступностью и единство страны. И можно не сомневаться, что в последний период предвыборный кампании, накануне 19 декабря, по трем вышеназванным проблемам на избирателей обрушится вал тождественных высказываний и обещаний лидеров, далеких по своим идеологическим установкам партий. Все это приведет к сумятице и раздражению в рядах избирателей. Многие из них окончательно запутаются и в вопросе о том, имеются ли различия между избирательными объединениями. В результате определенная часть электората откажется от участия в голосовании, а другая будет "выбирать сердцем", отдавая предпочтение блокам, лидерами которых явлюятся наиболее яркие ораторы-популисты.

Алексей Чернышев

Поделиться:

Наверх