65.42 ↓ 100 JPY
11.22 ↓ 10 CNY
71.68 ↓ USD
64.44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 6 м/c
14 июня
Понедельник

Политика

Черно-белые грани выборных технологий

Избирательными технологиями нынче, в период предвыборной кампании, не пугают разве что младенцев. У части избирателей даже появилось уже опасение, что к 19 декабря они будут настолько зомбированы неведомыми и страшными технологиями, что, как миленькие, проголосуют за того, на кого укажет "голос свыше". Между тем, ничего сверхъестественого в избирательных технология нет. Анализ ситуации на рынке выборных технологий в Приморье дает бывший председатель городской избирательной комиссии Владивостока, а ныне один из лидеров объединения "За честные выборы" Илья Гринченко.

- Самая лучшая избирательная технология для обеспечения победы на выборах - это пребывание во властных структурах. Кандидат, который является представителем власти, будь он выборным должностным лицом или чиновником высокого ранга, уже обладает ресурсами, которых не имеют "простые" кандидаты. Смысл использования служебного положения состоит в тиражировании следующих лозунгов или установок для электората: "Мы занимаемся делом, а они рвутся к власти", "Лошадей на переправе не меняют", "За одного битого двух небитых дают" и т. д. Суть такой технологии - убедить избирателя в том, что нет необходимости менять существующее положение дел. Учитывая потенциальную консервативность избирателей, всеобщее опасение кардинальных перемен, можно сказать, что эта технология весьма эффективна.

Претенденты на выборные должности, которые не входят во властные структры, наоборот, применяют технологию устрашения электората. Основной их лозунг - если не выберете нас, то будет еще хуже. Но эта технология эффективна только в том случае, если действующая власть допускает серьезные промахи и грубые ошибки, которые ведут к ухудшению социально-экономического положения электората.

Я назвал две основные технологии, имеющие хождение в Приморье. В остальном применяются приемы, в каждой конкретной ситуации различные. Кандидаты отслеживают шаги своих конкурентов, и на каждый промах следует молниеносная реакция. К примеру, Копылов издал постановление о начале отопительнного сезона с 15 октября, но массивы жилья начали подключать только с 1 ноября - прекрасный повод для конкурентов обвинить "партию власти" в некомпетентности, непрофессионализме и наплевательстве на нужды живых людей. Другой пример. Не так давно прошла экологическая акция протеста жителей улицы Светланской против существующей схемы движения транспорта по Луговой. Поскольку эта схема была утверждена Черепковым, то оппоненты экс-мэра получили возможность использовать недовольство жителей этого района в своих интересах.

Что касаетсяя черного и белого пиара, то это напоминает экономику - есть черный рынок и есть белый рынок. Насколько общество востребует услуги черного пиара, настолько можно говорить и об уровне политической культуры в самом обществе.

Применительно к конкретным ситуациям в округах. В Уссурийском, скорее всего, верх возьмет технология, ориентирующася на консерватизм избирателей. Тем более, что основная часть избирателей этого округа - жители села, которые более чувствительны к вопросам социальной справедливости. А установки социальной справедивости являются коньком партий левой ориентации. Поэтому шансы Светланы Горячевой на победу здесь достаточно велики.

Примерно то же самое можно сказать и об Арсеньевском округе. Здесь соперничество развернется между тремя основными кандидатами - Гришуковым, Большаковым и Серебряковым.

Интересная ситуация по Владивостокскому округу. Я думаю, что здесь будет преобладать установка на пропаганду собственных профессиональных успехов кандидатов. Средний образовательный уровень избирателей по данному округу достаточно высок, они способны к восприятию большого объема информации. Основной прием в ходе предвыборнойй кампании - максимальное использование кандидатами возможностей электронных и печатных СМИ, а также визуальной рекламы - листовок, плакатов и т. д.

Но, без сомнения, никакие предвыборные технологии не смогут компенсировать недостаток авторитета у кандидата, который принял решение о выходе на политическую арену в момент объявления выборов. Человек, практически неизвестный избирателям до начала предвыборнной кампании, не может рассчитывать на победу, пускай он даже применит самые изощренные технологии и затратит на свою раскрутку немалые деньги. Электорат с недоверием относится к новичкам в мире большой политики.

Алексей Чернышев

Поделиться:

Наверх