66,23 ↓ 100 JPY
11,30 ↓ 10 CNY
73,17 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+25° ветер 2 м/c
23 июня
Среда

Общество

Красное на белом

В понедельник в галерее "Артэтаж" открылась выставка картин известного японского художника Миямото Цутому. Его картины не любят мимолетного взгляда случайного посетителя. Надо неторопливо вглядываться в различные оттенки серой краски, смешанной с перетертыми ракушками и песком, чтобы увидеть мысль художника и отголоски его давних воспоминаний...

Красное на белом

Миямото Цутому 78 лет. Просто одетый, невысокий, седовласый, очень подвижный человек. Во Владивостоке выставка его картин проходит впервые. В Комсомольске-на-Амуре - постоянно. У художника особое отношение к городу на реке. И к его людям.

Год 1925-й. Трехлетний Миямото рисует свою первую картину: отряд солдат, впереди на лошади - командир с саблей. Рукой мальчика управляло само провидение - через 20 лет Цутому увидит эту картину в реальности.

Год 1945-й. Он оканчивает военное училище, получает офицерское звание и отправляется в Маньчжурию, куда вскоре вторгаются советские войска. Еще немного - и несколько десятков тысяч японских солдат оказываются в плену у Красной Армии. Среди них и Миямото Цутому. "Мы пешком шли через весь Китай в Россию. Голодные, оборванные солдаты, понимающие, что перед нами разверзлась бездна..." Они шли много дней. Люди падали, их выносили из рядов. Всплыла в памяти первая нарисованная картина: идет строй японских солдат. По обеим сторонам - конвой с автоматами, впереди - человек на лошади. В давнем детском рисунке было ощущение победы. Здесь - горечь поражения.

Год 1946-й. Миямото Цутому находится в лагере для военнопленных под Комсомольском-на-Амуре. Умирают друзья, знакомые и незнакомые люди. Оставшиеся в живых копают промерзлую землю с раннего утра до полуночи. Их кормят водой, в которой варилась рыба. Иногда дают и саму рыбу - одну почти на тысячу человек... "Однажды я увидел на снегу красные ягоды. Еле передвигаясь от голода и слабости, пошел к ним, не зная, съедобные они или нет. Ягоды оказались сладкими. С тех пор красные ягоды на белом снегу стали для меня символом веры, света и надежды..."

Год 1947-й. Миямото уже ко всему привык. Жить стало полегче - у него появился друг. Каким бы странным, нелепым и необыкновенным это ни показалось, друг - из числа охранников лагеря. Миямото-сан не забудет его никогда. Ответственный за норму Васютин. Судьба того русского паренька очень напоминала судьбу Цутому - молодой, мечтающий стать художником парень учился на артиллериста. Не нюхавший военного пороха, в первом бою Васютин попал в плен к фашистам. После освобождения сидел в советском лагере, к моменту их встречи сам охранял пленных.

"Он очень любил смотреть, как я рисую. Иногда брал из моих рук кисть и молча показывал, как надо положить тон. Изредка ему удавалось съездить в командировку в Хабаровск, оттуда он привозил мне белые листы, краски, карандаши. Васютин и был моим первым учителем рисования..."

Год 1948-й. В лагере ждали приезда каких-то высоких чинов. Военнопленных построили и спросили: "Кто сможет нарисовать портрет Сталина?" Оказывается, в кабинете начальника лагеря - голые стены! Миямото Цутому сделал шаг вперед. "Я знал, на что иду, что со мной будет, если портрет не получится. У меня дрожали руки. Я не мог рисовать, не мог справиться со страхом... Подошел Васютин. Его глаза говорили - не бойся, я помогу тебе. И я стал рисовать, а он изредка поправлял. Как видите, я остался жив..."

Год 1950-й. Освобождение. До последнего мгновения Миямото смотрел - не покажется ли где ответственный за норму Васютин. Не показался. Не попрощались.

Год 2000-й. За плечами у 78-летнего Миямото Цутому большая жизнь. У себя в стране он стал известным художником. Но почти каждый год приезжает в Комсомольск-на-Амуре. Он до сих пор надеется найти ответственного за норму Васютина. Чтобы крепко обнять его.

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх