59,54 ↓ 100 JPY
93,06 ↓ 10 CNY
64,43 ↓ USD
54,36 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 1 м/c
EN
17 июня
Понедельник

Политика

Тормозящий эффект

"Мы в одной упряжке с губернатором", - заявил недавно в интервью "Парламентской газете" председатель Думы Хабаровского края Виктор Озеров. Кто-нибудь может представить, чтобы нечто подобное заявил Сергей Дудник? Нет, у него своя игра, в которой интересы жителей края - отнюдь не главное.

Как известно, основная задача Думы - законотворчество. Но что же это за творчество, если в нынешнем году из 25 принятых депутатами законов на 10 (!) губернатору пришлось накладывать вето в связи с допущенными в них нарушениями?! Получается, что чуть не половина думской продукции - производственный брак. А это красноречиво говорит об уровне правовой квалификации депутатов.

По словам зав. сектором департамента по организационно-контрольной работе администрации края Юрия Лощинина, который отвечает за связь с аппаратом Думы, депутаты созыва 1995 года более ответственно подходили к работе и не игнорировали замечания своего правового управления. Теперь же из листков согласования на готовящиеся законопроекты депутаты нередко убирают его резолюции, самонадеянно считая себя большими юристами. Характерен такой эпизод: один депутат, известный сторонник Черепкова, на замечания прокурора края о том, что обсуждаемый законопроект противоречит законодательству, заявил: "Если прокурор против, закон тем более надо принимать". Вот такая логика у местного законотворца.

Еще один пример того, как нынешняя Дума "сотрудничает" с краевой администрацией. Согласно законодательству, губернатор имеет право направить в Думу свои замечания и поправки в течение двух недель со дня представления ему краевого законопроекта. Наверное, чтобы избежать такого "внимания" к себе, аппарат Думы стал направлять администрации края проекты нормативных актов всего за 5-8 дней до начала очередного заседания, причем включая их рассмотрение в повестку дня. 19 января 1999 года и. о. губернатора Валентин Дубинин был вынужден направить письмо Сергею Дуднику с перечнем подобных случаев. Например, 16 октября 1998 года для заключения губернатору был направлен проект Закона "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" и до истечения срока получения резолюции включен в повестку дня Думы на 27 октября. 18 ноября 1998 года в администрацию был направлен проект постановления "О первоочередных мероприятиях по сохранению горнорудной отрасли Приморского края" и без заключения губернатора внесен в повестку дня Думы на 25 ноября.

А вот проекты нормативных актов, которые в плане законодательной инициативы разрабатывает администрация края, могут пылиться в думских кабинетах месяцами. Еще 14 января в Думу был внесен законопроект "О радиационной безопасности в Приморском крае", 21 января - "Об экологической экспертизе в Приморском крае". Но до них руки все никак не доходят. Зато у депутатов всегда находится время на бурные дебаты по поводу, скажем, импичмента президента и на принятие "героического" постановления, призывающего Ельцина уйти в отставку. Много сил требует также и подготовка опуса под названием "О совете социально-экономического развития Приморского края". Какой еще совет, кому, зачем, когда есть администрация, Дума - работайте, советуйтесь на здоровье! Объяснение простое: Сергей Дудник под эгидой парламента планирует создать структуры, параллельные ныне действующим в администрации. Далеко идущая перспектива - полностью отобрать право законодательной инициативы у администрации, а затем поставить под контроль и оперативную работу исполнительной власти.

В своем интервью председатель хабаровской Думы Виктор Озеров заметил: "Противоречия между законодательной и исполнительной ветвями власти были, есть и наверняка будут. Но их нельзя доводить до противостояния, открытого антагонизма. Ведь большинство жителей края не разделяет ветви власти. Если все хорошо, своевременно выплачиваются заработная плата и пенсии, детские пособия, если есть и свет, и тепло, то гражданину все равно, на основе какого консенсуса между законодателями и администрацией это достигнуто... Задача наделенных властью людей - добиться, чтобы каждая ветвь была сильной не в ущерб другой, найти механизм их взаимодействия".

Приморский спикер видит свою задачу, судя по всему, в прямо противоположном направлении. Когда созидательная, конструктивная деятельность какой-то ветви власти заменяется политиканством, интригами и борьбой за личное влияние, ничего хорошего ждать от нее не приходится. Более того, такая власть становится тормозом в социально-экономическом развитии региона.

Сергей Борисов

Поделиться:

Наверх