69,61 ↓ 100 JPY
10,58 ↑ 10 CNY
73,78 ↑ USD
62,13 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+23° ветер 3 м/c
EN
11 августа
Вторник

Политика

На "Прогрессе" началась эпоха возрождения

Похоже, что в военно-промышленном комплексе Приморья начался сдвиг к лучшему. По крайней мере, Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" в первом квартале 1999 года впервые за много месяцев получила пусть небольшую, но все же прибыль. Постепенно предприятие становится на ноги и набирает обороты. В июне закончится сборка первого из двух намеченных к сдаче в этом году знаменитых на весь мир вертолетов "Черная акула". Второй будет завершен к ноябрю.

Почти два года губернатор Евгений Наздратенко и первый вице-губернатор Константин Толстошеин вели переговоры с министерствами обороны, экономики, депутатами Госдумы России, со всеми, кто хоть как-то мог повлиять на финансово-экономическое оздоровление некогда элитарного авиационного предприятия, крупнейшего представителя ВПК Дальнего Востока, специализирующегося на производстве боевых вертолетов и ракетных комплексов. И вот эта работа начала приносить плоды. Уже летом Дальневосточный военный округ получит уникальный атакующий вертолет Ка-50. Значение этого факта трудно переоценить, ведь градообразующий завод "Прогресс" в недалеком прошлом давал средства к существованию по меньшей мере трети жителям Арсеньева.

По словам Константина Толстошеина, курирующего приморскую оборонку, еще рано говорить о полном выздоровлении ААК "Прогресс", но предпосылки к выходу из кризиса имеются. Самое главное, несмотря на предыдущие многомесячные задержки зарплаты сохранен уникальный коллектив инженеров и рабочих, специалистов высочайшего уровня. "Люди верили, - говорит первый вице-губернатор, - что их труд, их золотые руки и головы будут востребованы. Я преклоняюсь перед этими людьми, истинными патриотами России. Простые рабочие понимают то, что не всегда доступно многим горе-реформаторам - нынешние события в Европе показали, что рано нам еще говорить: "Прощай, оружие". Практически на собственные средства, при отсутствии госзаказа коллектив выстроил "Черные акулы", думая в первую очередь об обороноспособности России".

Надо сказать, что если Москва при этом нечасто вспоминала провинциальный Арсеньев, то край делал для него все, что мог. Так, в начале декабря прошлого года было подготовлено постановление губернатора "О списании начисленных в 1994-1998 годах пени и штрафов с предприятий ВПК, имеющих задолженность по обязательным платежам в краевой бюджет и внебюджетные фонды". К сожалению, не все по силам и краевой администрации, но что могли, то для "Прогресса" сделали - из краевого бюджета выделили беспроцентные ссуды на приобретение продуктов питания, была оказана гуманитарная помощь, в бюджете края на 1998 были предусмотрены 7 млн руб. на организацию конверсионного производства.

После получения заказа на две "Черных акулы" прибавилось оптимизма и у рабочих, и у администрации завода. Директор "Прогресса" Виктор Печенкин считает, что к концу нынешнего года завод должен выйти на нормальный рабочий уровень. Благодаря настойчивым усилиям руководству края и администрации завода в этом году удалось добиться для "Прогресса" эксклюзивного права на ремонт, техническое обслуживание и модернизацию всех вертолетов огневой поддержки Ми-24, находящихся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. А это несколько сотен единиц. Данное решение позволит сохранить рабочие места, загрузить на многие годы производственные мощности. Кроме того, подписаны договоры с Нигерией на поставку ей шести машин Ми-34С, в третьем квартале нынешнего года даст реальную отдачу контракт с Вьетнамом, заключен контракт с Китаем, прорабатывается контракт с Перу.

Об улучшении экономической обстановки говорит тот факт, что на "Прогрессе" вновь начал работать профилакторий, в котором отдыхают и поправляют здоровье работники и их дети, ветераны труда и войны, жители Арсеньева. С 1 февраля повышены тарифы и оклады в среднем по предприятию на 39 процентов. В результате средняя зарплата составила 957 рублей. Завод перешел с трехдневной на пятидневную рабочую неделю. Появилась возможность выплачивать текущую зарплату ежемесячно и по отдельному графику - оставшуюся задолженность. Тогда как в 1997 году основная зарплата выдавалась три раза, в 1998 - девять раз, а за три месяца 1999-го - три раза. Самая большая проблема - остаток задолженности по зарплате в 46 миллионов рублей. Но рабочие верят, что и эти проблемы совместными усилиями краевой и заводской администраций будут решены. Самый, пожалуй, яркий факт появившегося оптимизма - рабочие решили, поскольку бастовать нынче никто не собирается, стачком за ненадобностью расформировать.

Конечно, сложности еще остаются. Государство не может найти деньги на достройку восьми вертолетов Ка-50 ("Черных акул"), стоящих на заводе в разной степени готовности. Даже на достройку первых двух машин московские чиновники не могут найти необходимых 2 млн рублей. Видимо, укрепление обороноспособности страны действительно становится уделом региональных властей.

Владимир Руденков

Поделиться:

Наверх