65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 8 м/c
15 июня
Вторник

Общество

На море стало одним абсурдом меньше

Премьер-министр Касьянов подписал постановление, отменяющее таможенные и налоговые платежи с судов, зафрахтованных российскими судовладельцами, при заходе их в наши порты

Как известно, большинство таких пароходов - новые, построенные на заграничных верфях для российских компаний на деньги иностранных кредиторов, с оплатой по договору бербоут-чартера или тайм-чартера. Построить сегодня новое судно стоит несколько десятков миллионов долларов, которых при существующих условиях ни один российский банк не даст, а судовладелец не возьмет. Во всем мире давно практикуется схема постройки судна в кредит с выплатой из прибыли от его эксплуатации в течение 10-12 лет.

Наши судовладельцы тоже взяли ее на вооружение, и за последние годы им удалось существенно подновить флот. Однако, чтобы избежать лишних издержек на выплату непомерных российских налогов, иностранные кредиторы, как правило, ставят условие: новое судно должно регистрироваться под т.н. удобный флаг - в оффшорной зоне, с минимальной налоговой нагрузкой. В мире, опять же, это общепринятая практика - судя по флагам, самые морские державы на свете - это Кипр, Панама, Мальта и республика Либерия. В результате, судоходные компании дружно побежали из-под российского флага.

В засаде

Государство не собиралось мириться с такой изменой, и к новостроям под флагами банановых республик были применены жесткие санкции. Согласно Таможенному кодексу, новые суда приравняли к импортному товару, который при пересечении госграницы (то есть, при заходе в российский порт) должен облагаться таможенной пошлиной и НДС - всего 26,2 % от стоимости судна. Так, четыре года назад контейнеровоз "Капитан Афанасьев", построенный за 28 млн долларов для Дальневосточного морского пароходства с рассрочкой на 8 лет, неосторожно забрел в порт Владивосток и попал на семь с лишним миллионов зеленых. В том же 1998 году на заходах в родные порты попались три новеньких рефрижератора ДВМП.

После такого гостеприимства руководство компании приказало своим 12 договорным судам обходить российские порты десятой дорогой. Так же поступают и другие судовладельцы, у которых большая часть свежих судов находится в бербоут-чартере. В результате, прибыли лишились еще и российские порты: только портовый сбор с одного судна составляет около 25 тысяч долларов. Кроме того, такой порядок сильно мешал и судоходным компаниям. По правилам, каботажные перевозки могут осуществляться только судами под российским флагом, а часть северных портов вообще закрыта для иностранцев. Из-за этого Приморскому морскому пароходству, например, для использования своих оффшорных танкеров в северном завозе, каждый раз приходилось ждать специального разрешения правительства, чтоб завезти солярку в Магадан или на Камчатку. Кроме того, многие иностранные грузоотправители, зная об этих ограничениях, выставляли обязательное требование возможности захода в российский порт. Если перевозчик не мог его соблюсти, фрахтовая ставка снижалась на 10-20 %.

И вот теперь, наконец, новые суда российских компаний смогут беспрепятственно посещать порты своего государства. По мнению самих моряков, массового перехода компаний под российский флаг пока ожидать не приходится - кроме некоторой части флота для внутреннего пользования. Скорее всего, большая часть пароходов будет вывешивать на корме триколор по мере окончания сроков чартерных договоров.

По данным Союза российских судовладельцев (СОРОСС), за последние 7 лет суммарный дедвейт судов под трехцветным штандартом сократился вдвое - с 9,5 до 4,8 млн тонн. Из 117 судов, построенных за это же время по заказам российских судоходных компаний, больше сотни ходят под чужим флагом. Валютные поступления в бюджет страны от работы морского флота упали более чем вдвое - с 508,7 млн долларов в 1995 году до 195 млн в 2001 году. При этом, российские судостроительные заводы стоят без работы. В результате собственный рынок морских перевозок был нами практически потерян - только 7 % грузов российских отправителей перевозится судами российских же компаний.

Кирилл Кротов

Поделиться:

Наверх