65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 9 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Рог преткновения

Кому выгодно закрытие пограничного перехода, приносящего казне страны сотни миллионов рублей в год?

Административная сказочка

Представьте себе предприятие, занимающееся доходным бизнесом. Получающее очень солидную прибыль и исправно перечисляющее в казну территории, на которой работает, большущие налоги. Предприятие, которое является практически единственным донором районного бюджета. Создающее на территории всю необходимую инфраструктуру, обеспечивающее рабочие места для большинства жителей своего района. И вот, очевидно, в награду за все эти заслуги власть региона, в котором работает это сказочное предприятие, решила ее прикрыть. Почему, спросите? А так...

Скажете, быть такого не может. А ведь может. И ЭТО уже происходит. В России и в Приморье, в частности, возможны любые вещи, самые фантастические - Джордж Оруэлл бы нам просто обзавидовался...

Кому он нужен, этот Рог?

"Н" уже сообщали своим читателям о странных делах, которые творятся вокруг пограничного пункта Турий Рог, что в Ханкайском районе. Ажиотаж вокруг перехода, соединяющего Приморье с китайским городом Мишань, завертелся после громких заявлений Сергея Дарькина о том, что краевая власть собирается закрыть пропускной пункт Турий Рог. Причины этого жесткого решения назывались власть предержащими самые разнообразные: и контрабанды, мол, слишком много через переход провозится, и устарел он морально, и невыгоден краю чрезвычайно, да еще и принадлежит частному лицу. Одним словом - Турий Рог надо прикрывать.

...Он встречал нас не очень приветливо. Сначала внезапно оборвалась заасфальтированная дорога, идущая из районного центра, поселка Камень-Рыболов, в направлении погранперехода. И 23 оставшихся до Турьего Рога километра нашему автобусу пришлось пылить, точнее, месить грязь по грунтовке. А потом с новой силой пошел дождь, да еще со стороны Ханки неожиданно задул штормовой ветер.

...Что такое Турий Рог? Малюсенькое село - 600 человек, повальное пьянство и наркомания (говорят, коноплю здесь возделывают более усердно, чем картошку). Единственное предприятие, на котором держится деревня, - тот самый пограничный переход с Китаем, работающий, кстати, еще с начала прошлого века. Впрочем, 10 лет назад к переходу добавился таможенный пункт пропуска, который сначала работал в Камне-Рыболове, а в прошлом году перебазировался прямо в Турий Рог.

С приходом таможенников в селе началась новая жизнь. Благодаря ООО "Полимер", которому принадлежит таможенный склад временного хранения, был полностью отремонтирован разрушенный в свое время до основания Дом культуры. Помимо таможенников, там обосновались сельская администрация, библиотека, клуб. Столовую с магазином для водителей пристроили. Да и местные почти все оказались при деле. Правда, коренных селян на ответственные посты в таможню не берут - по причине отсутствия у аборигенов должного образования или желания работать. Но даже должность сторожа является прямо-таки пределом мечтаний для многих жителей села. А вот все таможенники не местные - на работу ездят из Камня-Рыболова за 60 км и даже из Уссурийска...

На самом деле

Директор "Полимера" Игорь Мармалев и начальник таможенного поста "Турий Рог" подполковник Сергей Лукьянчук ведут нас по свежеотремонтированным коридорам таможни. Внушает, что тут сказать... Особенно если учитывать, что еще два года назад в здешних стенах вальяжно расхаживали разве что бесхозные коровы.

А вот и цифры - реальное подтверждение того, как работает погранпереход. Невыгоден, говорите? Однако по таможенным платежам, собранным здесь с 1 февраля прошлого года, Турий Рог занял второе место по всей Уссурийской таможне (а это - половина всех краевых погранпереходов) - 209 миллионов рублей (21 процент от всех платежей, которые таможня перечислила в федеральный бюджет).

Контрабанды много везется? Последний случай контрабандного провоза здесь был зарегистрирован в 1998 году. И 3000 жителей Ханкайского района заняты тем или иным образом в обслуживании перехода, за что они получают реальные деньги (только в виде зарплаты - 1 млн 100 тыс. рублей в месяц, которые затем опять же идут в районный бюджет). А количество грузопотоков, несмотря на отвратительное состояние участка дороги, ведущего в Турий Рог, за прошедший год увеличилось на 12 процентов.

Да, вот еще эта дорога... Игорь Мармалев недоумевает - ведь начали ее асфальтировать, и почти уже дошли до Турьего Рога. Оставались какие-то несчастные 23 км - и тут работы неожиданно сворачиваются. И укладчики начинают асфальтировать ветку, ведущую в глухую деревеньку в центре района. Парадокс? Или же закономерность?

И с железной дорогой что-то надо срочно делать. Оказывается, в районе Турьего Рога когда-то был еще и железнодорожный переход с Китаем. Но после известных событий на Даманском 17 километров дороги разобрали по частям. Самое время ее теперь восстановить - тем более что китайцы проявляют к тому недюжинный интерес и сами начинают подготовительные работы по воссоединению железной дороги со своей стороны.

Время китайское...

От таможни до собственно самого перехода - пять минут езды. Соблюдены некоторые пограничные формальности - и вот мы уже на пропускном пункте. Отсюда до Китая рукой подать - в трехстах метрах виднеется огромное, суперсовременное здание китайского погранперехода в Мишане. А вот и наш переход - убогенький, конечно, по сравнению со своим китайским собратом. Да он и предполагался как временный вариант - рядом расположился печальный "недострой" автомобильного пункта пропуска. Добротный кирпичный остов будущего перехода стоит в замороженном состоянии аж с 1996 года - денег не хватило достроить.

Тем не менее даже в таких условиях пункт умудряется пропустить через себя за один день 40 единиц автотранспорта, в том числе и по 8 автобусов с туристами. Беспрерывный поток транспорта идет через переход в течение всего рабочего дня. Работают здесь, кстати, по китайскому времени, со сдвигом на три часа - с 11 до 19.

...помогайки - российские

А вот и очередной туристический автобус. Вот они, помогайки. Продолжают заниматься своим нелегким делом и сейчас, даже после того, как краевые власти объявили "туристам на час" настоящую войну. Только теперь помогайки превратились в полноценных туристов и выезжают в Китай на 24 часа, полностью соответствуя требованиям Закона о туризме. Ночуют, вероятно, из экономии в каких-то наспех приспособленных ночлежках в Мишане, а утром - снова в Россию, с товаром.

...Худенькие девчонки тащат на себе по два здоровенных баула с китайскими шмотками, швыряют свой скарб на ленту пограничного рентген-досмотра. Здоровенная тетка-туристка орет на древнего дедка-помогайку, наверное, сослепу или с непривычки прошедшего с 25-килограммовыми сумками мимо рентгена: "Петрович, мать твою! На телевизер сумку ложи, не видишь, что ли?!"

Переход - их кормилец и поилец, отец родной...

Кому не нужен Турий Рог?

А теперь - несколько иная версия массированного наката на Турий Рог. Говорят, дело не в контрабанде и не в убыточности: действующий (и прекрасно действующий, несмотря на всю сложность ситуации) пограничный переход якобы стал костью в горле для определенных кругов, контролирующих недавно созданный в Уссурийске новый таможенный терминал.

По слухам, задачей этих кругов стало перенаправление всех потоков грузов, идущих в Приморье из Китая, именно на уссурийский терминал. И в особенности "терминальщикам" мешает Турий Рог - ведь там действует собственная таможня. А значит, деньги остаются на Ханке. Говорят еще, что вполне возможно, после падения Турьего Рога та же участь постигнет и большинство других пропускных пунктов на приморско-китайской границе. Аппетит приходит во время еды...

Максим Черный

Поделиться:

Наверх