65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 4 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Владивосток: строго на Север

Если замыслы приморских ученых осуществятся, то через два десятка лет мы будем жить в мегаполисе, во всех отношениях подобном Москве

"Н" уже не раз писали о программе развития Владивостока на ближайшие 10-20 лет, рисующей нам шикарные перспективы. Городу суждено превратиться в крупнейший промышленно-портовый и научно-культурный центр на этом краю страны и одновременно - в важнейший интеграционный узел АТР. На днях ученые Тихоокеанского института географии ДВО РАН под руководством его директора Петра Бакланова завершили работу над этим проектом. Картина будущего, о которой так много говорилось в последнее время, готова и ждет утверждения на самом высоком уровне. Загляните в будущее и вы.

Миссия будущего

Задачи развития Владивостока сформулированы в концепции предельно четко. Во-первых, город будет обеспечивать научно-техническую безопасность российского Дальнего Востока - у нас сконцентрировано до 50% регионального потенциала в этой области. Во-вторых, на него будет возложена миссия по обеспечению продовольственной безопасности региона - прежде всего за счет развития пищевой промышленности. В-третьих, геополитическая безопасность России предполагает сохранение достаточных мощностей нашего оборонного комплекса. Четвертый стратегический "столп" будущего мегаполиса, - экологическая безопасность.

Самый главный вопрос: где взять деньги на реализацию этого стратегического плана? Его разработчики полагают, что государство просто обязано участвовать в начальном субсидировании тех объектов, которые не имеют коммерческой окупаемости и непосильны для местных бюджетов. Кроме того, потребуется введение льготного режима в налоговой, кредитной, таможенной, страховой политике. Источников финансирования можно найти достаточно. Основные - федеральный, краевой и городской бюджеты, но необходимо привлекать также средства внебюджетных фондов, ресурсы государственных и муниципальных предприятий, акционерный, иностранный, банковский, страховой капиталы и т. д. Учитывая, что городская власть будет сформирована на основе корпоративых принципов, интересы инвесторов будут застрахованы от того, чтобы вложенные средства использовались неэффективно.

По-настоящему Большой Владивосток

На что же будут направлены деньги, которые удастся привлечь? Для того чтобы Владивосток действительно превратился в региональный центр внешнеэкономического сотрудничества России, авторы концепции настаивают на том, что площадь города должна быть значительно увеличена, причем в северном направлении. Он сможет выйти на совершенно новый уровень развития за счет включения в его состав Артема и части Надеждинского района. На образовавшейся территории и возникнет Большой Владивосток.

Нынешние владения города станут "южным звеном". В "старом" Владивостоке будет располагаться деловой центр, этакий нашенский Сити с высокоразвитой портовой и транспортной инфраструктурой, банками, торговыми центрами, консульствами и госучреждениями. "Северное звено" будущего мегаполиса должно стать совершенно новым городом высоких технологий с технопарком и крупными транспортными узлами. Почему именно север? Вариант развития в этом направлении наиболее оправдан как экономически, так и технически. Движение на юг (на острова, мыс Чуркина) в транспортно-географическом и инфраструктурном отношении тупиковое и может привести к обострению экологических и транспортных проблем.

В результате слияния земель близлежащие дачные массивы (до 50-60 км от центра) будут преобразованы в места постоянного проживания населения, частично с коттеджной застройкой. Найдутся небольшие свободные уголки и в нынешней городской черте. В районе фабрики "Заря", используя взрывные работы, можно проложить улицу, параллельную Русской. Не разработаны и участки от "Зари" до Океанской, от Горностая до Патрокла. Здесь будут строить многоэтажные жилые дома. Но и этих территорий все равно мало.

По мнению авторов концепции, границы города в будущем должны проходить так: на западе - по реке Раздольной, на востоке - по реке Артемовке, на севере - по широте поселка Кипарисово, на юге - в прежних чертах. В границы же Владивостокской агломерации необходимо включить северную часть Хасанского района до заповедника "Кедровая падь", а также всю оставшуюся часть Надеждинского района и северо-западную часть Шкотовского, ориентировочно до села Царевка. Проведенные расчеты показывают, что в рекомендуемых новых границах можно будет создать город с населением до 4 миллионов человек. Если удастся законодательно решить вопрос о включении в черту Владивостока дополнительных земель, то фактор нехватки пространства, до сих пор искусственно сдерживавший возникновение города-миллионера, будет наконец устранен.

Аналогия столицы

Процесс включения прилегающих к Владивостоку территорий в мегаполис, по оценке ученых, будет двухэтапным. В отдаленной перспективе может быть использована идея двухкольцевого принципа организации агломерации. То есть город будет сформирован вокруг двух заливов - Амурского и Уссурийского. При этом освоение огромной территории не будет в обозримой перспективе сплошным и однородным. Различные по свойствам территориальные выделы прибрежной полосы вокруг обоих заливов будут иметь разные хозяйственные функции. Пролегающие параллельно автомобильные и железнодорожные полукольца вокруг заливов, дополняемые регулярно действующими паромными переправами, станут в этом случае "трассами освоения" новых жизненных пространств.

Еще одна основополагающая идея - одновременное развитие территориально обособленных, но административно и функционально целостных округов, "нанизанных" на единые магистральные артерии, обеспечивающие высокий уровень взаимной транспортной доступности "старого" и "нового" городов. Тут, кстати, просматривается прямая аналогия с Москвой и ее округами, этими "городами в городе". А чем Владивосток хуже столицы? Ей-богу, ничем...

"Концепция территориально-отраслевого развития г. Владивостока и Владивостокской агломерации" является одной из составных частей генерального плана развития Владивостока. Заказчик - администрация города, главным субподрядчиком выступает "Приморгражданпроект". В разработке генплана принимают участие разные организации - ТИГ ДВО РАН, ПромстройНИИпроект, ДВНИИМФ, - каждая из которых отвечает за свой сектор.
Поделиться:

Наверх