65.63 ↑ 100 JPY
11.21 ↓ 10 CNY
72.22 ↓ USD
63.94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Тысяча и одно будущее Приморья

Пока Приморский край не определит свои инвестиционные приоритеты, никакой форум нам не поможет

Одни расходы

Продолжая публикации на тему "Навстречу сентябрьскому форуму АТЭС", мы решили поискать ответ на интересный вопрос: что нужно сделать, чтобы и край, и его столица получили свою выгоду от форума? Как заявил недавно губернатор, во Владивосток должны прибыть "участники из 20 стран с тысячью проектов". Но пока мы - только держатели площадки, на которую съедутся люди с деньгами и проектами. По мнению вице-губернатора Александра Костенко, прямой выгоды для нас в этом мероприятии нет. Одни затраты: только чтобы модернизировать выставочные комплексы, привести в порядок гостиницы, связь, общепит - необходимы 56 миллионов рублей.

Конечно, все построенное останется на нашей земле. Но, кроме этого, должны быть предложены проекты, реализуемые в интересах нашей территории. Чтобы использовать форум "по назначению", нам придется выбирать приоритеты инвестиционной политики края. А для этого сначала нужно понять три вещи: чего мы хотим сами, чего от нас хотят потенциальные инвесторы и что вообще здесь возможно, исходя из ресурсов.

Кто чего хочет

На встрече с послом США Сергей Дарькин назвал несколько ключевых для Приморья направлений: лес, рыба, биотехнологии. Очевидно, речь идет о развитии в крае переработки упомянутых природных ресурсов, поскольку до сих пор и рыба, и лес, и прочие богатства вывозятся отсюда в первозданном виде. Ответы на вопрос, чем мы им можем быть интересны, отчасти уже есть. Они связаны с появлением на Дальнем Востоке больших проектов, инициированных, как правило, посторонними для региона субъектами.

Во-первых, это добыча и транспортировка сахалинской нефти и газа - в этом процессе Приморье может быть задействовано как транспортный узел, но основные события происходят не у нас. Во-вторых, это начатое МПС соединение северо- и южнокорейской железных дорог с последующим выходом на Транссиб. Приморье, конечно, получит от этого какие-то дивиденды в виде работы для стрелочников, но прогнозировать взрывной рост местной экономики, пожалуй, не стоит. В модернизации Транссиба, кстати, готовы участвовать и японцы - все в пользу дальнейшего развития транспортной составляющей дальневосточной экономики.

Что же касается углубления переработки добываемого в крае сырья, то все возможные проекты такого рода нужны только нам - окружающие рынки АТР вполне удовлетворены контрабандными поставками по бросовым ценам нашего круглого леса и сырого краба. Исключение составляют проекты поставок продукции в третьи страны.

О возможной раскрутке Приморья

Помимо статуса транзитного узла и промзоны, назовем еще несколько возможных направлений для инвестирования

Первое. Приморье - образовательный центр для АТР. Нужно превратить образование в популярный местный товар: наши вузы смогут готовить грамотные кадры для экономики Китая и других развивающихся стран АТР, которым специалисты нужны все больше и больше, а Индустрия передачи знаний не дымит и не требует масштабных капвложений. База для "новой Сорбонны" у нас есть: вузы и наука живы, у них уже есть опыт работы в условиях рынка. Однако здесь может помешать низкая квалификация преподавателей, особенно в модных рыночных специальностях, и стремление китайцев учиться в Японии, где и подготовка получше, и демографический кризис на носу.

Второе. Приморье - инновационная площадка. Популярная в последние годы версия: специалисты институтов и ВУЗов, остатки местного ВПК и природное сырье с уникальными свойствами. Для построения технополиса у нас нет главного - системы доведения научных разработок "от пробирки до прилавка", включающей, кроме производства, финансовые инструменты и продвижение товара. Понятно, что для построения даже части такой пирамиды нужны усилия не только города и края, но и федерального центра.

Третье. Приморье - международный конференц-зал. Идея придать Владивостоку роль региональной коммуникационной площадки появилась недавно. Владивосток является чуть ли не единственной точкой на этом краю планеты, где могут безболезненно проходить саммиты с участием представителей всех стран АТР. Перенос переговорных процессов в Приморье, а не в перенаселенные Японию или Китай потребует создания развитой инфраструктуры. Пока в АТР гораздо более охотно прислушиваются к экспертам из США, чем из России, поэтому использование данного ресурса потребует усилий по опережающему развитию российского экспертного корпуса.

Лев Коломыц

Поделиться:

Наверх