65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 1 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Три гудка в дали Туманной

Все попытки "интеграции Приморья в АТР" через глобальные проекты до сих пор не принесли нам пользы

Жив курилка

Проект "Туманган", о котором за последние годы многие уже успели подзабыть, оказывается, скорее жив, чем мертв. Более того - он приобрел еще больший размах: сейчас свою заинтересованность в усилении экономической активности в бассейне реки Туманной высказывают не только северные провинции Китая, Северная Корея и Приморье, но также и Южная Корея, Монголия, китайская Внутренняя Монголия и наша Читинская область, не имеющие к собственно реке Туманной (Туманган) никакого отношения.

Представительная международная тусовка участников дочернего проекта TumenNET, собравшаяся 29 августа в отеле "Хендэ" (более ста человек из пяти стран, включая приморских вице-губернаторов и бизнесменов), недвусмысленно подтверждает жизнестойкость проекта и намерена за четыре дня работы обсудить экологические аспекты будущей экономической активности в этом регионе.

Спасти леопарда

Проект "Туманган" считается наиболее перспективным на северо-востоке Азии, его поддерживают такие состоятельные международные организации, как служба программ развития ООН и Глобальный экологический фонд. А денег нужно много: только подготовительный бюджет программы стратегического действия (SAP) Тумангана превышает 5 миллионов долларов, большая часть которых тратится на научные исследования.

Подпроект TumenNET, или "Туменская эко-сеть", считается подготовительным к дальнейшей реализации большого проекта "Туманган" и, по словам директора ВНИИ охраны природы Андрея Пешкова, должен оценить негативные последствия последнего и подготовить рекомендации ученых для реализации SAP в бассейне Тумангана.

Ключевым звеном в природоохранной части является обсуждение аспектов т.н. анализа трансграничного переноса (TDA) - модели, позволяющей учитывать и регулировать всякое перемещение через границы, идет ли речь о людях, тиграх, журавлях или химических веществах, сбрасываемых в реку заводами. Подобные модели уже опробованы в других пограничных регионах - таких, как бассейны Черного и Каспийского морей.

Основная задача совещания - экологическая: нужно оценить возможные угрозы и последствия для живой природы, которые возникнут в результате реализации проекта. Однако на вопросы о том, под что делается эта экспертиза и что же именно будет строиться на Тумангане силами пяти государств, участники совещания не отвечают - все, мол, будет зависеть от того, что решат ученые, а пока обсуждаем загрязнение приграничных территорий, охрану амурского леопарда и хасанских болот. Однако о других вариантах использования этого участка земли, кроме как транспортного коридора, никто пока всерьез не говорит.

Окно в Пекин

Первоначальный замысел проекта "Туманган" начала 90-х годов прошлого века, как известно, предполагал строительство на стыке границ КНР, КНДР и России, в устье реки Туманной, грандиозного транспортного узла, основой которого должен был стать морской порт, переваливающий грузы из Кореи и Японии для дальнейшей отправки в Европу по КВЖД. Однако Россия и КНДР застопорили реализацию этого проекта, не усмотрев для себя достаточной выгоды - в отличие от Китая, северным провинциям которого позарез нужен выход к морю. Все эти годы проект, действие которого по межправительственному соглашению рассчитано до 2003 года, несмотря на негативные оценки российских специалистов, продолжал незаметно воплощаться в жизнь - с нашим участием, но в несколько измененной форме.

Главный технический советник проекта Гюнтер Мау продемонстрировал собравшимся карту, на которой желтый эллипс территории "Тумангана" закрыл пространство будущего региона глобального развития от Кореи до даурских степей. К слову сказать, г-н Мау представляет пекинский координационный центр, из которого отныне "Туманган" управляется. В новом формате проекта к жаждущим моря китайцам присоединились выносливые дети монгольских степей, готовые разделить с соседями все тяготы транзита японских контейнеров к водам Атлантики. Геополитику здесь, похоже, подстегивает историческая память - ведь когда-то монголы почти доплыли до Японии, но ветер помешал...

Приморье в пассивном наклонении

Можно предполагать, что новый виток проекта обозначился во Владивостоке как следствие смены власти - в расчете на то, что новый губернатор не будет выступать против международной стройки так же непримиримо, как Евгений Наздратенко, которому приписывают спасение края от захвата части территории под создание транзитного коридора в интересах Китая. Однако члены московской делегации уверены, что роль Евгения Ивановича в сворачивании ранней версии "Тумангана" сильно преувеличена, поскольку Приморье не является субъектом международных отношений, и согласия местного губернатора спрашивать вообще-то никто не собирался. Как сказал представитель МИДа Игорь Сагитов, здесь все просто - международные договоры являются предметом ведения федерального центра, и, очевидно, подобные решения принимаются в Москве безотносительно к нашим выборам.

Таким образом, проект века "Туманган-ХХ" успешно продолжается в новом тысячелетии как "Туманган-ХХI", имея целью в очередной раз протоптать азиатско-европейскую дорогу "из японцев в варяги", на сей раз - по тропе Чингиз-хана.

Забавное совпадение: 29-го же числа прибывшая из Южной Кореи делегация тамошнего Министерства железных дорог отправилась инспектировать Транссиб на предмет его состыковки с транскорейской магистралью, рассчитанной ровно на те же грузопотоки. И если эта смычка не остановит на 100 процентов наши порты, то уж китайско-монгольская трасса со своим портом через несколько лет их точно доканает - вот тогда и пригодятся наработки ученых-экологов о превращении Приморья в зону экотуризма.

Будущее же самих обитателей "восточного форпоста" бывшей великой державы в контексте реализации глобальных прожектов Москвы, похоже, в очередной раз никого в центре не интересует.

Лев Коломыц

Поделиться:

Наверх