65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 1 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Время коммерции

Если реклама - это двигатель торговли, то сама торговля, несомненно, является двигателем экономики

Торгуют - все

Известно, что большинство первоначальных накоплений переходного периода создано в торговле, и эти деньги, наконец, пошли в производство. Если не умеешь продавать, то грош цена твоему производству - эту рыночную азбуку уже постигли многие промышленники. Торговля оказалась важнейшей частью экономики, способной не только самостоятельно выжить, но и вытянуть другие ее составляющие.

Поэтому многочисленные насущные вопросы коммерции, несмотря на профессиональный праздник, обсуждались в четверг в "белом доме": на совещание в администрации края собрались руководители предприятий торговли Приморья, а провели его вице-губернатор Юрий Попов и председатель комитета по торговле и бытовому обслуживанию населения администрации края Светлана Чистоклетова.

Торговля в советские времена считалась занятием не очень почетным, хотя и выгодным - конкурс в торговые вузы всегда был высоким. Слово "коммерция" было синонимом уголовного преступления, а сама профессия в глазах общественного мнения не содержала в себе никаких тайн. Однако как только советская экономика стала проседать, то единственным местом, куда можно было устремиться безработным массам инженеров, учителей и других граждан великой державы, оказалась именно торговля. За счет нее и выживало последние десять лет население нашей страны. Затем российским гражданам пришла пора поменять свое отношение к этой работе: по мере становления рынка, появления правил и ужесточения конкуренции торговля начала профессионализироваться. В условиях жесткого налогового и контролирующего пресса государства торговцы, чтобы успешно вести дела, должны либо держать свои доходы "в тени", либо усиленно работать с ассортиментом, качеством и новыми технологиями торговли.

Непростой бизнес

По словам Светланы Чистоклетовой, в Приморье торговля занимает третье место по перечисляемым налогам - наравне с рыбной отраслью, и в прошлом году торговый оборот составил 15 млрд рублей. При этом основная торговля - 55 процентов - приходится на Владивосток, а население районов края до сих пор обладают на порядок меньшей покупательной способностью. Торговля усложняется, становится разнообразнее по форме и содержанию. Одна из основных забот комитета - сокращение количества звеньев-посредников в цепочках, ведущих от производителя к потребителю. С этой целью предполагается развитие в крае современных форм торговли - например, таких модных на западе магазинов, как дискаунтеры, которые специально предназначены для обслуживания небогатой части населения и вполне способны заменить известные всем оптово-розничные контейнерные рынки.

Другая головная боль администрации - отслеживание качества поставляемых в торговые сети товаров, особенно привозимых в край из-за его пределов. Выступление вице-губернатора Юрия Попова содержало несколько важных моментов, которые можно было бы назвать "посланиями" нового губернатора и его команды к торговому бизнесу. Первое - для властей важно не то, кто владелец предприятия, а то, платит ли он исправно налоги и соблюдает ли качество. При этом все будут равноудалены от власти, которая считает своим долгом создание равных для всех условий.

Власть посылает сигналы

Вообще, налоги - тема, неприятная и для властных структур, и для предпринимателей. Торговля традиционно считается сферой, непрозрачной для контроля фискальных органов. По словам Юрия Попова, в среднем по краю торговые предприятия платят налог с оборота в размере 3,5 процента, хотя положено 17 процентов. Предприниматели, в свою очередь, критиковали внезапное повышение налога на вмененный доход, выбивший их из нормального рабочего режима.

Второе "послание" - это искоренение перегибов и административных барьеров при сохранении жесткого контроля за происходящими в торговле процессами. Вице-губернатор пообещал, что все жалобы торговых организаций, даже анонимные, на поборы и вымогание взяток представителями контролирующих органов, будут тщательно проверяться.

И третье, не менее важное - протекционизм по отношению к местным производителям продукции. "Деньги должны оставаться в крае, а не уходить в Москву и за границу!" - провозглашал Попов. Однако в условиях рынка оптовым торговцам пока выгоднее завозить более дешевый и качественный товар из-за Урала и из Китая, нежели работать с местными заводами, а периодическое повышение энерготарифов делает приморскую продукцию еще менее конкурентоспособной. Тем не менее администрация, не имея денег на инвестиции, готова выступить в качестве гаранта для привлечения инвестиций в проекты местных бизнесменов и даже призвала торговлю вкладывать средства в совместные с нашими производителями предприятия.

Отдельный вопрос - торговая экспансия китайских товаров, особенно овощей и фруктов, которые сейчас занимают 80 процентов рынка. При этом больше половины китайских помидоров и картошки ввозится без пошлин, которые должны обеспечиваться пограничниками и таможней. Представитель санэпиднадзора заявил, что пограничные переходы не обеспечивают санитарного контроля. Очевидно, администрация, занятая подготовкой к зиме, не может сейчас уделить этому достаточно времени, но понимание проблемы у команды губернатора вроде бы есть.

Заслуги - есть

И, в конце концов, вспомнили о празднике - ударникам торгового бизнеса были вручены цветы, грамоты и благодарности от губернатора края. Кроме награжденных представителей торговых организаций, грамоты получили также ректор ДВГАЭУ и представитель "Дальхимпрома". Но самой престижной наградой оказался памятный знак Российской национальной торговой ассоциации, который получили в этом году всего восемь человек в стране (среди них - московский мэр Юрий Лужков). Под аплодисменты участников совещания знак "За заслуги в развитии торговли" был вручен Светлане Чистоклетовой.

Лев Коломыц

Поделиться:

Наверх