65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 7 м/c
15 июня
Вторник

Общество

Защита для моряков

Президент подписал закон о ратификации Конвенции об их найме и трудоустройстве

Многочисленные скандалы с арестами российских судов и невыплатой морякам законной зарплаты, к сожалению, стали уже привычны. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с арестом судов "Востоктрансфлота", забастовку экипажа рефрижератора № 609 Верхнеленского пароходства или недавний арест камчатских судов в Пусане. Какими бы ни были причины конфликтов, страдает в первую очередь плавсостав, нередко месяцами находящийся в чужих портах без средств к существованию. Тем не менее клубок проблем, приводящий к этим ситуациям, постепенно распутывается.

11 июля Владимир Путин подписал федеральный Закон "О ратификации Конвенции о найме и трудоустройстве моряков" (№ 179). Эта Конвенция была принята на 84-й сессии генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) 22 октября 1996 года в Женеве. Она должна создавать правовую основу для регулирования деятельности, связанной с наймом и трудоустройством моряков, и направлена на защиту их трудовых и социальных прав. Предполагается, что присоединение России к Конвенции позволит усилить социальную защиту моряков, работающих на судах под иностранными флагами, ранее защищенных только условиями контракта с иностранным судовладельцем. После того как Конвенция начнет действовать в России, агентства по найму и трудоустройству моряков будут обязаны учитывать положения международного законодательства в договорах и контрактах.

Проблемы, которые должна решать Конвенция, знакомы многим дальневосточным морякам на собственном опыте. А причины, по которым они попадают в кабальную зависимость от непорядочного судовладельца, достаточно однообразны - это безработица среди специалистов морских специальностей, которые, насидевшись без денег на берегу, часто нанимаются на работу без заключения контракта с работодателем или не читают его достаточно внимательно. Достаточно распространена в последнее время практика регистрации российских судов в офшорных зонах, что позволяет уходить от российских налогов, а затем сдача их в бербоут-чартер (без экипажа) под российским флагом. Таким образом, судно не подпадает под юрисдикцию Международной федерации транспортников (МФТ), которая отслеживает суда под иностранными (в том числе, и т.н. "удобными" - панамскими, либерийскими и т.д.) флагами, а зарплата на таких судах обычно ниже принятых в мире стандартов.

Нельзя сказать, что моряки и их профсоюзы бездействуют, наблюдая за манипуляциями предпринимателей. Несколько лет назад в России был принят Кодекс торгового мореплавания, содержащий внесенную профсоюзами статью, по которой морякам запрещено выходить в море без заключения контракта. Однако судовладельцы научились обходить эти нормы, заключая фиктивные контракты, которые, как правило, никто не проверяет на достоверность. Многие моряки не считают нужным работу профсоюзов, правда, до тех пор, пока им не понадобится помощь в кризисной ситуации.

Конечно, одним присоединением к одной конвенции не удастся решить все проблемы, существующие во взаимоотношениях судовладельцев с моряками и друг с другом, а также и с государством. Мешают и недостаточно сильная законодательная база, и полулегальный характер деловой активности современного бизнеса, и то, что у самих моряков нет еще привычки отслеживать свои права и активно их защищать при необходимости - в том числе и с помощью профсоюзов.

Лев Коломыц

Поделиться:

Наверх