65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 3 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

Почем сэконд-хэнд для народа?

Новые пошлины на импортные автомобили отечественный автопром не поднимут, а денежки с дорогих россиян стряхнут

Бесспорное утверждение о том, что автомобильная промышленность является локомотивом государственной экономики, на деле, как правило, оборачивается дилеммой: либо граждане лишаются части семейного бюджета, либо права выбора средства передвижения.

6 июня крупнейшие автопромышленники страны встретились в Кремле с президентом Путиным. Автомобильную отрасль представляли гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов (контролирует Ульяновский автозавод), президент "Сибирского алюминия" Олег Дерипаска (контролирует Горьковский автозавод и другие предприятия автопрома), председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников, гендиректор АО "Москвич" Рубен Астарян и гендиректор "КамАЗа" Иван Костин. В тот же день о результатах совещания рассказал журналистам вице-премьер Илья Клебанов - правительство готовит предложения по новым импортным пошлинам, чтобы сделать невыгодным ввоз старых автомобилей иностранного производства. Согласно этому проекту предполагается введение запретительных пошлин на импорт подержанных автомобилей старше 7 лет.

Идея не нова - многие помнят события 1996 года, когда правительство пыталось закрыть японский авторынок, запретив автомобили с правым рулем. Дело доходило до демонстраций моряков на центральной площади Владивостока. Есть и более свежие примеры. В декабре прошлого года губернатор Самарской области Константин Титов обратился к президенту и правительству с аналогичным предложением. Титова можно понять - в его губернии делают "Жигули", но вместо них россияне все равно предпочитают покупать подержанные иномарки, на что ежегодно тратят около 6 млрд долларов.

На этот раз у лоббистов был дополнительный аргумент: страны Евросоюза, готовясь ввести новые жесткие экологические требования к автомобилям, намерены заставить производителей самих утилизировать устаревшую продукцию на предприятиях, ее изготовивших. Поэтому ожидается, что автомобильные компании мира предпочтут по дешевке сбыть старые машины в третьи страны, нежели тратить деньги на утилизацию. В Европе свои разборки: предполагают, что пошлины - это ответный удар правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике - в отместку за ограничения Евросоюзом экспорта российской стали. Введение таких пошлин выгодно и компаниям, занимающимся "отверточной сборкой" автомобилей на различных СП, которые не прочь устранить конкуренцию - и даже участвовали в подготовке этих предложений.

Пока точный возраст "запрещенных" машин не определен: называют 5 или 7 лет. Нет пока и точных данных о новых ставках. Известно, что новый порядок взятия пошлин предполагает убрать льготную категорию пошлины по 0,85 евро, и оставить только совокупный таможенный платеж (СТП). Постановление правительства еще не принято и не опубликовано, поэтому таможенные органы ничего официально сказать не могут. Однако в проекте, предложенном президенту, содержались некоторые цифры. Предлагается установить пошлины в следующем размере: для автомобилей с объемом двигателя до 1,5 л - не менее 1,5 евро за куб. см против 0,5; с двигателем не более 2,5 л - не менее 2,2 евро за куб. см против 0,55; с двигателем от 2,5 до 3 л - не менее 3,2 евро за куб. см против 1; с двигателем больше 3 л - не менее 2,5 евро за куб. см против 1.

Понять, каких последствий для жителей Приморья можно ожидать от введения нового порядка, можно на примере. Сегодня за Toyota Vista 1992 года с двигателем объемом 2 л при оценочной стоимости около 1000 долларов и при ставке 0,55 евро за куб. см, нужно заплатить около $ 1400 долларов. Соответственно, общая стоимость такой машины с привозом из Японии (примерно $ 350 долларов) - около $ 1750. По новой шкале одна только пошлина на эту машину составит без малого $ 4750 долларов, а общая цена вырастет до $ 5100. Сходная картина - с автомобилями меньшего класса. Toyota Sprinter того же 1992 года с двигателем в 1,5 л, оцениваемый чуть больше 900 долларов, сейчас требует оплаты пошлины в $ 1000, а по новой шкале она составит уже $ 2500. Итоговая цена вырастет c $ 2250 до $ 3750.

Приморский авторынок в ожидании новых пошлин заметно активизировался, хотя основную массу ввозимых сейчас автомобилей составляют машины 1994-1997 годов выпуска - то есть не попадающие под "нож". На авторынке "Зеленый угол" за последний месяц отмечен рост продаж автомобилей - покупатель испугался и бросился "сметать все". Цены, естественно, поползли вверх. По словам автоторговцев, повышение цен на японские машины в итоге нововведений составит не менее 30 процентов, и "меньше 4 тысяч ни одна тачка стоить не будет".

Спрашивается, что выберет после всего этого средний россиянин: новую "девятку", которая стоит в Ульяновске около $ 4,5, или 8-9-летнюю "японку" за ту же цену? Ответ каждому придется искать самому. При этом неплохо прикинуть также, во сколько обойдутся транспортировка этих "девяток", сервис (сегодня отсутствующий), запчасти и пр. Но, похоже, если ВАЗ и АЗЛК и заработают на новых пошлинах, то уж точно не за счет дальневосточников, а государство от этой меры пока мало что выигрывает.

В последний год наблюдался неуклонный рост числа японских автомобилей, ввозимых в Россию - по приблизительным подсчетам, только в июне и только через Владивостокскую таможню прошло не менее 5,5 тысячи автомобилей, и примерно половина из них уходила за пределы Приморья. Средняя пошлина - $ 1-2. Легко подсчитать объемы поступлений в казну. При введении пошлин можно прогнозировать некоторое снижение спроса - и местного, и российского - на японские машины, и дальнейшую его стабилизацию на каком-то уровне. Поэтому таможенные платежи в ближайшее время могут уменьшиться, компенсировать эти потери за счет ввоза "молодых" машин тоже не удастся - местный рынок достаточно заполнен.

Принесут ли эти меры желаемый результат? Опыт показывает, что, как правило, протекционистские меры еще ни разу не приводили к возрождению российских автозаводов и повышению качества их продукции. На сей раз причина вроде бы другая - защитить наши дороги от "старья" и "рухляди" европейских автоконцернов, а заодно и попытаться привычным способом поднять российский автопром. Но если в европейской части страны такие меры действительно могут заставить граждан купить "Москвич" вместо "Фольксвагена", то на Дальнем Востоке, где советские машины можно по пальцам пересчитать, альтернативы "японкам" давно уже нет. Народу здесь живет, по сравнению с остальной Россией, немного, при этом все ездят на "Тойотах" и "Хондах" и пересесть на "Жигули" по доброй воле точно не захотят. И вопрос, почему при этом нам опять предлагают приплатить чужому дяде, как обычно, остается без ответа...

Лев Коломыц

Поделиться:

Наверх