65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 4 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Бюджетные роды

На протяжении четырех чтений бюджета создавалось такое впечатление, что ни Думе, ни краевым властям такой бюджет-ребенок был не нужен

В минувшую среду приморские парламентарии совершили маленький законодательный подвиг: приняли в третьем чтении краевой бюджет на 2001 год. Голосование проходило поименно, "за" высказалось 23 депутата, "против" - 6, двое воздержались. Этого хватило, чтобы в четверг на четвертом, уточняющем, чтении бюджетного проекта спикер Думы Сергей Жеков смог объявить о том, что бюджет родился, а парламентарии - поздравить себя с хорошо проделанной работой. И не зря, ведь еще два месяца назад мало кто из них верил, что первый в третьем тысячелетии приморский законопроект о бюджете будет принят раньше июня. Давайте вернемся на несколько недель назад и вспомним, как это было.

Схватки: Дума не укладывается в срок

Так повелось, что принятие приморского бюджета постоянно сопровождается скандалами и неурядицами. Не обошлось без них и на этот раз. Все началось 16 января, когда Дума на очередном заседании обсудила и отклонила предложенный финуправлением администрации края законопроект "О краевом бюджете на 2001 год". Депутатов не устроила концепция проекта, не учитывавшая предложения профильных думских комитетов. Депутаты бюджет забраковали и отправили на доработку в специально созданную согласительную комиссию, в состав которой вошли представители парламентского комитета по бюджетной политике и администрации края. На внесение изменений и дополнений им дали две недели.

Однако ничего путного из этого не получилось: время шло, а заседания ни разу не прошли полном составе и постоянно срывались из-за неявки сотрудников финуправления АПК. Депутаты предложили губернатору рассмотреть вопрос об административном наказании должностных лиц, ответственных за подготовку бюджета. Согласно бюджетному кодексу их могли даже уволить. Но тут губернатор подал в отставку, жалобу замяли.

Был уже февраль, 13 число, когда депутаты согласовали с краевыми властями основные параметры доходной и расходной частей бюджета, дефицита. И 28 февраля проект был принят в первом чтении. Его основные параметры получились такие: доход - 9,1 млрд рублей, расход - 9,275 млрд рублей, дефицит - 175 млн, или 5 процентов от доходной части (без учета финансовой помощи из федерального бюджета).

Рождение: секвестирование расходов

Второе чтение оказалось самым трудоемким - депутаты согласовывали таблицы поправок, касающиеся местного самоуправления, социальной политики, сельского хозяйства и рыболовства. Без лишних дебатов было одобрено сокращение на 34 млн рублей расходов на госуправление и местное самоуправление, которые в 2001 году составят всего 310,5 млн рублей. Утвердили бюджет судебной и правоохранительной властей на сумму в 608,3 млн рублей, увеличили в 4 раза расходы на ЖКХ - до 462,8 млн рублей, дали добро на выделение 415,9 млн на поддержку сельского хозяйства и рыболовства, 1 млрд 443 млн рублей - на здравоохранение и физкультуру, более 500 млн - на образование и 656,7 млн - на социальную политику. Споры разгорелись при обсуждении статей расходов на СМИ. По словам Михаила Личенко, председателя комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, первоначально на них планировали выделить 37 млн рублей, из которых 10 млн предназначалось на развитие "ОТВ-Прим", 5 млн - финансовая поддержка газеты "Красное знамя Приморья", остальное - районным СМИ. Но на первом чтении депутаты внесли предложение не дотировать телекомпанию и газету, сократить статью расходов на СМИ в общей сложности на 19,1 млн рублей и дать возможность СМИ самим подзаработать на выборах губернатора края. На "ОТВ-Прим" выделили 8,4 млн. Но думское "дело о СМИ" на этом не закончилось. Вскоре после введения на "ОТВ-Прим" "президентского правления" в лице Евгения Козуба, на третьем чтении депутаты сократили расходы на ОТВ до 3,9 млн рублей и повысили статьи финансирования районных газет до 10 млн.

Реанимация: искусственный уход от проблемы инвестиций

Третье чтение стало поистине геройством: в течение дня депутаты рассмотрели, обсудили и приняли 323 (!) поправки в законопроект и позже сами удивлялись своей работоспособности и той тщательности, с которой приняли многострадальны законопроект. Особенностью же третьего чтения стали всего два раздела: инвестиционные программы и распределение средств краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Причем самые жесткие споры между депутатами и краевыми финансистами разгорелись именно вокруг инвестиций.

Юрий Рыбалкин, член комитета по бюджетной политике Думы ПК: - Нам пришлось вынести из бюджетного процесса принятие финансирования инвестиционных программ. Причина - не можем согласовать цифры с краевой администрацией. Согласно бюджетному кодексу в первую очередь мы должны определиться с текущими расходами - питание, детские пособия, исполнение федеральных законов и т.д. Только после этого можно рассматривать и принимать инвестиционные программы. Наш комитет предложил найти деньги на ремонт систем водообеспечения, водоотведения за счет сокращения текущих расходов на СМИ и содержания аппарата.

Но финансисты на это не пошли. Поэтому, чтобы не затягивать процесс принятия бюджета, депутаты решили вывести этот вопрос за пределы бюджета и провести отдельным законопроектом. Краевой фонд финансовой поддержки муниципальных образований был утвержден в сумме 3,1 млрд рублей. Из числа дотационных территорий депутаты согласились исключить город Находку и Тернейский район. По словам Михаила Личенко, взамен бюджету Находки вернули налоги налоги на прибыль таких крупных предприятий, как ОАО "Восточный порт" и ОАО "Роснефть-Находканефтепродукт".

Ребенок закричал: беременность надо планировать

Четвертое чтение удалось на славу. Парламентарии подкорректировали формулировки статей, внесли несколько поправок... И бюджет родился. В муках, переношенный на четыре месяца, и все же это - раньше, чем было в последние пять лет. Полностью довольных главным финансовым законом края мало. Бюджет получился как результат мучительного компромисса между депутатами, краевой администрацией и реальной жизнью. Трудный ребенок появился на свет - намучились с ним. Каким-то будет малыш-2002?

В краевом бюджете депутаты предусмотрели расходы на повышение заработной платы за период с 1 апреля по 1 октября 2000 года работникам медицинских учреждений, финансируемых за счет средств ГУ "Территориальный фонд обязательного медстрахования Приморского края" в размере 84,9 млн рублей, на краевую целевую программу "Охрана здоровья матери и ребенка в Приморском крае на 2001-2005 годы" - 23,7 млн. В раздел "прочие расходы" вошли программа "Строительство рыбопромыслового флота на предприятиях оборонной промышленности ПК" - 12,5 млн и финансирование производства сельхозмашин на заводе "Аскольд" - 2,4 млн.
В ходе третьего чтения за счет перераспределения средств внутри раздела "Образование" с 10 до 23 млн рублей депутаты увеличили ассигнования на реализацию целевой краевой программы "Школьный автобус"; до 16,4 млн рублей возросли расходы на оздоровительную кампанию для детей и подростков; 14 млн рублей добавили в статью "Денежная выплата на детей, находящихся под опекой, попечительством", после чего общая сумма составила более 72 млн. В раздел "Охрана окружающей среды" включены расходы на финансирование вновь создаваемых особо охраняемых территорий - 348 тысяч рублей и на мероприятия по восстановлению приморской популяции женьшеня - 500 тысяч рублей.

Ольга Крутова

Поделиться:

Наверх