65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 0 м/c
24 июня
Четверг

Интервью

Небожитель Черкасов

Сохранив детские впечатления, маэстро рисует другой Владивосток

Мы вышли из мастерской заслуженного художника РФ и лауреата премии города 2002 года Сергея Черкасова на августовский асфальт Владивостока, в тяжелый, влажный, душный воздух.

Появились, но исчезли существительные и местоимения, на цыпочках прошли глаголы. Походили туда-сюда, остались прилагательные "свежий", "чистый", "светлый" да еще причастие "поющий".

Это о нем - Черкасове, чьи иллюстрации в книгах разглядывали в юности, чьими пейзажами и портретами Владивостока заглядывались на календарях и открытках.

Вспомнилось: 1990-й год, художественный салон "Ностальгия", все мы с распахнутыми навстречу новому времени и свободе глазами и сердцами. Мой приятель-искусствовед, заговорщически подмигнув, подводит к акварелям Черкасова. Узнаешь? Смотрю как парнокопытное на новые ворота. А он: "Это Владивосток, дорогуша, Семеновская. Ты мимо каждый день ходишь, но не видишь. Ты таким никогда так не увидишь. Это - дар..." Вздохнув, согласилась.

О работе

- Что такое художник?.. Это тяжелая работа, каждодневная. Один процент таланта и девяносто девять - труда. Мои холсты политы потом, просто это не видно. С другой стороны, я не могу не писать, в неделю две-три акварели - норма. Постоянно хожу, ищу, смотрю. Вдруг увидел - вот оно. Все. Дальше - исполнительское мастерство, годами отшлифованное. Бывает, на полдороге чувствую: не то, не так, не идет. Что ж, тогда откладываю без сожаления. Я видел в интернете хорошие работы, новые веяния компьютерной графики. Но для меня важен запах холста, запах краски. Они будоражат, заставляют брать кисть. Я в шесть лет решил, что буду художником, и детскую уверенность и впечатления пронес через всю жизнь.

О карьере и воспитании

- Человек с детства должен знать, кем он будет. С ним с десяти лет надо говорить: ты будешь политиком, ты будешь учиться и играть, поступать и думать, как политик. То же - художник, плотник, слесарь...

Об эмиграции, совдепии, деньгах и почитателях

- У меня есть знакомая. Ей здесь все не нравилось: люди вечно пьяные, всюду грязь, вонь. Я ей говорю: не нравится - уезжай. А мне здесь нормально. Сосед попросит денег на опохмелку - даю. Что делать - я живу в этом мире. Мне для вдохновения никуда не надо ехать. Вышел на набережную - она там, моя муза. Вот Моргородок, езжу на электричке мимо - западает в душу бухта, яхты, а там - целый океан. Деньги? Нужны. Это свобода, и перемещения в том числе. Молодым художникам нужно съездить в Лувр, постоять обалдевшим посреди залов. Но это деньги. Самым большим завоеванием социализма я, заслуженный антикоммунист, считаю дома творчества. Туда на черную икру и потрясающий уровень комфортной жизни посылали творческую совдеповскую молодежь. Там у них была возможность два с половиной месяца общаться друг с другом и одним-двумя маститыми и признанными художниками, которые вели мастер-классы.

О почитателях

- Нет, не только женщины. У покойного ныне морского бизнесмена Пукало была коллекция из 64 моих работ, у японского почитателя есть больше. В Китае меня очень хорошо покупают, а значит ценят. Чем больше людей имеет у себя мои полотна, тем счастливее я.

О выставках и тусовках

- Художнику не нужно присутствовать на презентациях и открытиях выставок. Все, что хотел и мог, уже сотворил. А стоять там и что-то корявыми словами объяснять или оправдываться... Не знаю... Если хватило смелости выставиться, тогда чего возмущаться, если ругают... Терпи.

...Прежде чем покинуть мастерскую, обратили внимание на последнюю серию мастера - "обнаженка", он разрешил так условно ее назвать. Женские фигурки на миниатюрах имеют колоссальный успех. Например, в Шанхае после выставки их почти все раскупили. Но вот парадокс: голые пупки не вызывают эротических ассоциаций, а только нежность. Маэстро уловил беззащитную пластику юных тел и передал нам - смотрите, владейте. Потом увидели незавершенный портрет бывшей Торговой улицы, только что сбросившей ряды ларьков. "Сбегающая к гавани" - придумали название. Понравится ли?..

Черкасов Сергей Михайлович родился 10 ноября 1948 года в городе Артеме Приморского края в семье горного инженера и учительницы. В 13 лет поступил в художественное училище во Владивостоке, учился живописи у питерского мастера - Валентина Чеботарева. В 1967-м закончил училище. Выставляться начал после службы в армии. В 1976 году получил диплом Дальневосточного института искусств. В том же году за иллюстрации к роману Фадеева "Разгром", изданному в Дальневосточном книжном издательстве, был удостоен премии СССР за выдающиеся заслуги в области иллюстрирования. Черкасов оформил и выпустил в свет 300 изданий. Среди них бестселлер 1987 года Юрия Кашука "Мясяцеслов", книги Арсеньева "По Уссурийскому краю" и Пришвина "Женьшень". С 1987 года - член Союза художников СССР. Персональные выставки в Москве (РФ), Осаке (Япония), Сан-Франциско (США), Шанхае (КНР), конечно же, в Артеме и Владивостоке. С 1999 года - заслуженный художник России. В 2002 году стал лауреатом премии Владивостока. Написал больше 2 тысяч картин, большинство из которых находятся в музее им. В.К. Арсеньева (до 90 года), других публичных, а также частных коллекциях в России и за рубежом. Не продается только "Портрет жены Ирины", 1993 г.

Маргарита Костевич, Маша Юрша

Поделиться:

Наверх