56,25 ↑ 100 JPY
89,55 ↓ 10 CNY
61,86 ↑ USD
52,97 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-10° ветер 1 м/c
EN
22 января
Среда

Интервью

Человек с Охотного ряда

Он родился в сухопутной российской провинции, а занимается разработкой морской доктрины государства

На прошлой неделе в Приморье приезжал председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев. Он известен стране прежде всего тем, что именно по его предложению 300-летний юбилей российского флота в 1996 году стал большим общенациональным праздником. Менее известны другие векторы деятельности возглавляемого им движения.

Вектор номер один: флоту - быть!

Вот уже несколько лет Михаил Ненашев занимается разработкой доктрины национальной ьморской политики России. Не один. Ее необходимость начинают понимать даже на самом высоком государственном уровне. Что уж говорить о таком океанском крае, как наш.

Михаил Ненашев: - Заниматься созиданием флота в России сегодня невыгодно экономически - душат таможенные и налоговые ограничения. Выгоднее угнать судно в оффшор, под чужой флаг. А ведь если бы не дубовый подход к проблемам флота, он сам мог бы решать многие из них. Но ситуация меняется. Сегодня нами в Госдуме создана межфракционная депутатская группа "В поддержку российского флота" - 70 депутатов из 440! Их программа во многом совпадает с задачами нашего движения. Депутаты готовы помочь флоту, проблема пока в незнании многими из них предмета. Мы не делим флот на военный, торговый, рыбодобывающий, научный. Для нас флот - единое целое, кулак, все пальцы которого должны быть крепко сжаты.

Вектор номер два: достройка кораблей

500 миллионов рублей - таков вклад общероссийского движения поддержки флота в программу достройки боевых кораблей.

Михаил Ненашев: - Мы предложили отметить недавнее 300-летие флота не памятными медалями или памятниками, а делом - достройкой на народные средства заложенных на верфях боевых кораблей. Их около 40, средства нужны огромные. Мы выбрали те, которые можно реально довести до ума. Сибиряки перечислили 10 миллиардов рублей (по курсу 1996 года - сумма просто гигантская!). На эти деньги и на взносы многих россиян были достроены, спущены на воду, вошли в состав ЧФ России два пограничных корабля. А для достройки тральщика СФ "Валентин Пикуль" был открыт специальный счет - собрали полмиллиарда! Хватило для закупки всего необходимого для спуска тральщика на воду. Сейчас на нем проходят госиспытания, скоро войдет в состав флота. Наш почин был подхвачен на государственном уровне, правительству просто стало стыдно бездействовать. Минфин, Минобороны поднатужились и в 1996-1997 году нашли финансы для достройки "Петра Великого". А правительство Москвы и лично Юрий Лужков взялись за достройку на свои средства крейсера ЧФ "Москва" и заложили новейшую ПЛ "Юрий Долгорукий". В начале 2001 года государство впервые за последние десять лет начало заниматься флотом - на северных верфях были заложены ДЕСЯТЬ судов типа "река-море" водоизмещением 5-6 тысяч тонн. Они войдут в состав морского флота России за три-четыре года - новые российские суда под российским флагом. Вектор номер три: политический

Ненашев приезжает в Приморье ежегодно и регулярно. Нынешний его приезд совпал с раскруткой в крае имиджа федерального кандидата на пост губернатора адмирала Игоря Касатонова.

Михаил Ненашев: -Наше движение имеет в Приморье определенный вес. Кандидатура Игоря Касатонова выдвинута нашим региональным отделением. Это сильная личность, самый известный моряк России, мой бывший начальник, к которому я отношусь с большим уважением. Десять лет назад он сохранил Черноморский флот для России - боролся за его интересы на самом высоком государственном уровне полтора года. Напомню: в 1991 году все три военных округа приняли присягу Украины за три дня! Флот остался российским только благодаря личному мужеству Игоря Владимировича, на которого давили все. Он выдержал. Сегодня переданные Украине корабли - все, даже новейший "Гетман Сагайдачный", который таскают буксиром с пирса на пирс, превратились в ржавый металлолом. Нет и не было такой "великой морской державы" - Украина. Как нет флота Болгарии, Румынии, Литвы или Латвии. Российский флот на Черном море тоже разваливается, но из восьмидесяти вымпелов на прошлогодних учениях фактически вышли в море больше тридцати - это реальный вклад Игоря Касатонова в морскую безопасность российских границ! Касатонов в Севастополе - легенда! Сегодня в Приморье аналогичный кризис. Уверен, адмирал найдет из него выход! Но - и это мне хотелось бы подчеркнуть - работать в Приморье Касатонов будет прежде всего в интересах его жителей. В Москве с ним уже разговаривали различные группировки и движения, мол, порадейте там в нашу пользу - мы вам кресло сенатора срастим. Касатонов твердо ответил - "НЕТ! Я не марионетка!"

Послесловие

Михаил Ненашев: - Честно говоря, Москва сегодня уникальна для России. Москва - ГОРОД! Страна - просто провинция! В Питере дороги не лучше приморских. Но столица относится к происходящему в Приморье с огромным любопытством. Там не понимают руководителей города или края, в котором замерзают люди. И не понимают, почему эти люди не вышли на баррикады еще три-четыре года назад. И это отношение на всех уровнях - от обывателя до новорусского охотнорядца. Что касается кандидатов в губернаторы, то кроме экстравагантного Черепкова и Касатонова, москвичи не знают никого. Продвинутые - журналисты, политики - слышали о Кириличеве и Горячевой. И все. Но то, что Приморье Москве далеко не безразлично, - факт.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх