65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 4 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

На микроавтобусе - к полюсу!

С треском провалилась третья попытка хабаровчанина Ивана Бахтина дойти до Северного полюса на обычном японском микроавтобусе.

Навязчивая идея покорить Северный полюс пришла Ивану в 1995 году, когда его товарищ Виктор Варвик предложил прокатиться по Заполярью на легковушке и безо всякого снаряжения. Путешествие получилось что надо - машину угробили, до цели не добрались, но в итоге Иван неизлечимо полюбил Север.

Последняя, апрельская, экспедиция была организована на совесть: во-первых, решили ехать не на легковушке, а на микроавтобусе, во-вторых, строго оговорили литраж запаса спирта и на всякий случай взяли в два раза больше, потом договорились, что сопровождать их будет груженый едой и топливом "Урал". В конце апреля экспедиция перевалила через горные перевалы Амурской области и вышла в ледяную пустыню...

Первые препятствия вроде бездорожья, пронизывающего холода, потери глушителя, компаса и т.д. оказались просто разминкой. Весело стало, когда Иван и его спутники приблизились к бешеной горной реке Бурее. Еще не сошел лед, переправиться вброд было просто невозможно. Мужики решили строить понтон. Двое суток по всей округе собирали бревна, доски. Несмотря на все усилия, переправа больше напоминала проект самоубийцы. В результате плот с "Таун Айсом" на середине реки завертело мощным течением, от плота с "Уралом" откололся солидный кусок, и грузовик начал сползать в воду. Людей спасло только чудо - конструкция напоролась на отмель, машины вытягивали лебедкой. Где-то на глубине остался смытый ящик с запчастями и мешок с тушенкой.

Слава Богу, что спирт уцелел. Он составлял солидную часть дневного рациона путешественников. По правде сказать, на Севере в дороге без пайки алкоголя замерзнуть можно в два счета, умирать никто не хотел, поэтому пить начинали в целях профилактики уже с утра.

Однажды аккурат возле полярного поселка Нижний Бестях экспедиция нарвалась на обширный участок стройного льда. Это смертельно опасный природный феномен: под слоем льда и прослойкой воды лежит снова лед, и снова вода, и так до самой вечной мерзлоты. Провалившийся в этот компот человек почти не имеет шансов выбраться. Наши мужики умудрились провалиться на микроавтобусе. Уже через двадцать минут после провала машину прочно сковало ледяным кольцом. В нехоженной тундре изредка попадаются подобные "сувениры" - замороженные по крышу грузовики, вездеходы, навечно попавшие в водяной плен олени... Иван и Сергей долго не думали - накатили по поллитра, взяли в руки саперные лопатки и четыре часа ныряли в ледяном крошеве, отдалбливая колеса от дна.

Японский автомобиль, предназначенный, в принципе, для города, в экстремальных условиях показал себя как надежный и верный аппарат. В пути было немало поломок, но не таких, чтобы их нельзя было устранить на месте. А там, где нельзя было, прибегали к помощи дальнобойщиков, в изобилии водящихся в тундре. Поначалу Иван очень удивлялся этим северным людям - они готовы были отдать первому встречному, попавшему в трудное положение, все, что имели. Попытку как-то отблагодарить воспринимали как оскорбление. Путешественники, например, едва не отведали гаечного ключа, когда попробовали сунуть деньги водителю "КамАЗа" за то, что тот помог им поднять опрокинутый "Урал".

Однако именно дальнобойный "КамАЗ" стал причиной неудачного конца беспрецедентного ледового похода. Экспедиция продвинулась уже больше чем на 500 километров за полярный круг и была недалеко от цели. В промозглую северную ночь под утро людей разбудил непонятный гул. Их глазам предстало ужасное зрелище - с горки прямо на лагерь на всех парах мчался сумасшедший "КамАЗ". Две сигнальные ракеты результата не принесли - то ли водитель уснул, то ли пьяный был... Грузовик протаранил лагерь, покорежил "Таун Айс", передавил больше половины снаряжения. Поход был закончен.

А может, и к лучшему появился тот "КамАЗ" - теперь у Ивана Бахтина есть еще один шанс осуществить свою мечту - поглядеть на ледовитый океан через окно городской иномарки. Ведь попадание в цель лишает нас самой цели. Сейчас Иван Бахтин находится во Владивостоке, занимается покупкой подходящего автомобиля для следующего путешествия.

Досье "Н": Иван Бахтин, в прошлом геолог, спортсмен-дельтапланерист, на протяжении последних пяти лет предпринимает настойчивые, но бесплодные попытки достичь полюса на неприспособленном для дальних путешествий городском автотранспорте. На этот раз он двинулся к вершине мира 15 апреля сего года на микроавтобусе "Тойота Таун Айс". Состав экспедиции: Иван Бахтин, Сергей Гаврилов, Ярап (собака).

Макс Молотов

Поделиться:

Наверх