65,53 ↑ 100 JPY
11,26 ↑ 10 CNY
72,03 ↑ USD
64,44 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 4 м/c
17 июня
Четверг

Общество

Слепой музыкант

Диалог в темноте:

- Вообще-то я часто вру, - сразу сообщил Игорь. - И тебе совру обязательно, но ты не поймешь когда.

- Хорошо, ври. Только красиво, чтобы я поверила.

- Ну тогда закрой глаза. Будем разговаривать на равных. Чтобы все было по-честному.

- Я-то закрою, но как ты узнаешь, что это правда? Ты ведь не сможешь это проверить?

- А тебе врать нельзя. У тебя есть все, а я - слепой. Мы будем и разговаривать, и врать на равных. Да ты попробуй, закрой. И ты не задашь тогда мне дурацких вопросов...

В Игоре много такого, из чего бы вышел отличный "желтушный" материал. Во-первых, он гений в свои 14 лет. Во-вторых, он стопроцентно слеп от рождения. В-третьих, он чукча. В-четвертых, сирота. Можно и наоборот перечислить. Но я уже закрыла глаза. И услышала, как он меня боится. "Мне часто снятся люди. Но я не могу их описать. Хочешь, я тебе потом сыграю, какие они..."

Играть людей Игорь умеет. Через год после того, как впервые его пальцы коснулись клавиш, родилась "Борьба с темными силами". Сумбурная и грубоватая. "Я написал это про людей, которые меня обижали", - сказал Игорь в прошлом году Татьяне Георгиевне Школьной, директору школы-интерната для слабовидящих детей.

Пьеса длинная - обид накопилось много. В то время он как раз находился в подвешенном состоянии между "сиротой" и "сыном своих родителей" - ему не писали, не присылали денег, не приезжали. А Игорь ждал. Тогда школа проявила инициативу - затеяла процесс о лишении матери Игоря родительских прав. А чтобы ребенку не было так больно смириться с понятием "детдом", объясняли доступно и просто - это не значит, Игорек, что у тебя не будет родителей. Зато будут средства, на которые ты потом начнешь жить.

Игорь страдал, молчал или грубил в ответ на участливые вопросы. Тогда же почувствовал инструмент и поразился своему открытию - так вот откуда идет то, что называют "звук"! И потихоньку, чтобы никто не видел, начал извлекать из темноты и незнакомых пока что на ощупь клавиш услышанные мелодии - благо, что память благодаря природной слепоте и скрытому до поры до времени таланту оказалась феноменальная.

"Лики Мадонны"

Так называется его пьеса, сочиненная по просьбе социального педагога, Натальи Николаевны, к тематическому вечеру. "Вообще-то я не сочиняю музыку на заказ. Но она пошла сразу - наверное, я хотел, чтобы она была..."

Конечно, хотел. "Я не знала, что Игорь уже умеет играть, - говорит Татьяна Георгиевна. - Услышала однажды, как в вестибюле звучит фортепиано. По-моему, это была "Лунная соната" Бетховена. Игра правильная, только неуверенная и нервная, словно мелодия не плывет, а с грохотом падает. Я вышла и глазам не поверила: "Игорь! Тебя кто научил играть?" А он: "Сам!"

Диалог в темноте:

- Ты такой по жизни есть - "САМ"?

- А разве это плохо?

- Да нет. Но опасно.

- Да перестань ты "опасно". Все решается очень просто. Смотри!

Мы стоим под руку на ступеньках школы. Внезапно он перестает нащупывать ногой спуск и прыгает одним махом прямо на асфальт: "Вот как надо, если опасно... А теперь ты попробуй". Я закрываю глаза. Но не могу. Не решаюсь. И прыгаю за ним, но глядя перед собой. "Обманула, - разочарованно тянет Игорь. - Ведь обещала глаза не открывать. Только не ври опять. Я же чувствую..."

"Темные силы"

Сегодня его пьеса "Темные силы" - это просто зло. Это ужастики, которые он слышал по телевизору. "Я теперь не расстраиваюсь, если меня обижают. Я ИХ бью. Хочешь, чтобы эта музыка была и о плохих людях? Хорошо, думай так. Может, это и правда - ведь я не видел людей".

Его темные силы уже не выстраиваются в очередь по степени важности - пьяная мать из детской памяти, бьющая малолетнего Игоря неожиданно для него, исподтишка, равнозначна "одному гаду" на дискотеке, который за мерзкие прозвища получил от Игоря в морду сразу же, на выходе.

Когда ему плохо или обидно, Игорь не садится за инструмент. Только после того, когда отомстит или защитит себя. Словно вымоет руки. И музыка получается победная. И тянет сочинять ремиксы на то, что ближе. "Послушай, это ремикс на "Титаник" с Леонардо Ди Каприо. Он мне так нравится, этот фильм, я видел его несколько раз". ВИДЕЛ? Нет, это не опечатка - он сам так сказал.

Диалог в темноте:

- О чем с тобой говорить нельзя?

- Говори о чем хочешь. Я сильный человек.

- Давай о родителях...

Он молчит, губы сжимаются, руки сжаты в кулаки и притянуты к подбородку. Потом он резко начинает играть какую-то легкомысленную "труляляшку". "Это самое первое, что сочинил", - смеется.

- Извини, ты же сам сказал, что можно говорить обо всем...

- А в чем проблема? Я тебе уже все сказал. Я ответил на вопрос.

Враг Лобачевского

Преподаватели давно смирились с тем, что Игорек не выносит математики. И лишь изредка Наталья Николаевна со свойственной ей мягкостью пытается наставить неразумного, противоречивого, талантливого ребенка на путь истинный. "Игорь, но ведь без математики ты даже музыку записывать не сможешь. Надо учиться..." А он и учится запоем. Нетерпеливо спрашивает, когда его поведут в школу искусств, чтобы там играть и слушать. Бежит к педагогу, чтобы взять поскорее свою гитару, купленную преподавателями с огромным трудом и за огромные деньги - три тысячи. Второй инструмент он освоил быстро: гитару можно обнять, ощутить ее звук кожей - темный мир Игоря способен властвовать над этим инструментом безраздельно и полно.

- О чем ты мечтаешь?

- Очень хочется, чтобы были электроорган и записывающее устройство. Столько музыки в голове пропадает почем зря. Да ты не слушай их (преподавателей, - прим. авт.) - не нужны мне ноты по Брайлю. Я же без них играл и дальше играть буду. Они же считают, что мне сложно. Им не понять - у них есть глаза.

Вместо эпилога
Диалог в темноте:

- Игорь, а ведь ты - гений. Конечно, судить не мне, но талантлив однозначно. Тебе учиться надо и помогать обязатель...

- Ты приедешь ко мне еще?

- Помнишь, мы говорили с тобой о тональностях, которые имеет каждый человек. Ты сможешь определить мою тональность, мое звучание?

- Ты приедешь ко мне еще?

- Конечно, как только смогу. А ты, пожалуйста, сочини обо мне музыку.

- Нет, не сочиню. Ты ведь приедешь...

Наталья Шумская

Поделиться:

Наверх