65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 5 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Дорогой, нежный, грустный

Если тебе приятно, что через сто лет кто-то откроет твой альбом, - это и называется кунгуризмом

Однажды художник Геннадий Кунгуров написал картину. Да не простую, а такую, что пришедший к нему друг, подивившись, назвал его живописную манеру "кунгуризмом". Потом как-то большой специалист по оформлению книг Геннадий Кунгуров стал преподавателем ДВГУ, пришел на лекцию к своим студенткам факультета полиграфии и дизайна интерьера и сказал: "Я ваш преподаватель. Вы должны меня холить и лелеять". И студентки полюбили Кунгурова, а Кунгуров - студенток.

А еще Кунгуров в один прекрасный день решил издать книжку (он вообще-то по жизни к книгам не равнодушен). И издал - 16 подарочных альбомов о Хабаровском крае, животном мире Приморья и Владивостока. Последнее его творение - уникальный альбом "Владивосток. Скрепы памяти".

- Про студенток и "кунгуризм" - правда?

- Абсолютная. Я действительно в этом году начал преподавать полиграфию в Институте массовых коммуникаций ДВГУ. А так как у меня два высших образования, обещали даже произвести в доценты... Вот провел несколько уроков, приводил учениц в мастерскую, показывал, что не сижу без дела, работаю. И про мою живописную манеру "кунгуризм" правда. Друзья ее так называют, потому что, по их словам, она ни на что не похожа. Дело в том, что я люблю, когда картина по цвету сложно набрана. Как бы списываю портрет, особенно когда пишу обнаженки, чтобы зритель вглядывался в него, напрягался, включал воображение и сам дописывал его... А еще они называют меня грустным и нежным художником. Почему - не знаю.

- А с чего начинал грустный художник Кунгуров?

- До 26 лет Кунгуров был всем, кем угодно, только не художником. Решил им стать, когда впервые пришел в мастерскую к художнику Володе Олейникову. Видно, во мне всегда сидела эта заноза. Еще в детстве из журнала "Огонек" вырывал и коллекционировал репродукции русских и советских художников. В армии оформлял стенды, Ленина в кепке рисовал. А когда демобилизовался, устроился шофером на птицефабрику "Уссурийскую", где мне доверили рисовать газету. Вот я и решил пойти к настоящему художнику, поучиться у него. И у меня в голове образовалась дырка... А теперь спроси меня, с чего начинал Кунгуров-полиграфист.

- С чего?

- Однажды мне ребята из Дальиздата предложили оформить обложку к литературному альманаху, посвященному 50-летию освобождения Приморья. Оформил, напечатали. И это развернуло мое мировоззрение. Я понял: вот мое самое любимое призвание - полиграфия. И я поехал поступать в Московский полиграфический институт. Все экзамены сдал хорошо, провалился на сочинении. Потом весь год жил с учебником русского языка и литературы под мышкой. И когда поступал туда же на следующий год, написал сочинение на четверку. Это было моим САМЫМ БОЛЬШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ в жизни, потому что я никогда не писал сочинения больше чем на двойку.

- Издательство свое назвали в честь жены?

- Да. Я познакомился с ней десять лет назад, когда мне исполнилось 39 лет и я уже был отцом двоих дочерей. Она меня завоевала. Проникла в мою мастерскую, как лисичка: сначала хвостик, потом лапочку, потом уточку, потом курочку, потом гусочку и незаметно - Геночку. И если бы я ее тогда не встретил, то так бы и остался жить и работать в Артеме шофером. Светлана - это мне награда за труд. Без нее не было бы ни картин, ни книг, ни альбомов про Владивосток.

- Говорят, вы самый дорогостоящий портретист в городе и крае...

- Я всегда спрашиваю состоятельных людей, почему они могут зарабатывать, а художник - нет. А потом объясняю им, что наши родители хапали ковры и хрустали, которые их детям фактически оказались не нужны. Рано или поздно все эти вещи выбрасывались на помойку. А у кого поднимется рука выбросить произведение искусства, например, портрет матери или любимой женщины? Портрет - это действительно ценность, в которую вложил свое сердце художник. Художник, который стал, например, знаменитым... Поэтому я считаю, что цена в тысячу долларов для портрета - это не дорого, это нормально.

- А почему все-таки отдается предпочтение женским портретам?

- Потому что нет ничего прекраснее женщины, особенно обнаженной. Нет понятия "фотогенична-нефотогенична". Фотогеничность - это показатель того, ощущаете вы присутствие фото- или видеокамеры или нет. Сначала женщины, мои модели, ждут, что я нарисую их такими, какими они хотят себя видеть. Я же пишу женщину такой, какая она есть. В процессе разговариваю с нею, рассказываю все о себе и своей жизни. Она расслабляется, начинает делиться со мной своими секретами и полностью раскрывается. Кстати, мужчины за портреты своих женщин расплачивались без разговоров. С помощью моих работ они заново открывали в своих женах и подругах женщин-красавиц... Кстати, знаешь, почему у меня на картинах много сорок?

- Почему?

- Потому что еще один мой любимый вид искусства - графика. В окрасе оперенья сороки природа так пропорционально разложила отношение черного и белого, что для меня это пик совершенства природной гравюры. Графику люблю за то, что ограничивает художника в материалах и цвете, потому как можно пользоваться только белым и черным. И заставляет его думать более интенсивно - как более образно решить те изобразительные задачи, которые в живописи могли быть решены за счет цвета.

- И последний вопрос: о будущем Кунгурова и кунгуризма...

- Я всем говорю, что я хочу сделать. Когда я прокукарекаю о своих планах, то понимаю: назад дороги нет, откладывать ничего нельзя, надо делать. Вот в следующем году у меня будет 50-летний юбилей, и я планирую в июле в Приморской картинной галерее устроить первую за последние четыре года выставку своих работ. Такой разрыв получился, потому что я не хотел быть надоедливым. За это время я сильно изменился, и это будет видно по моим работам. Также хочу выпустить как можно больше книг. Если не я, то кто? И потом, лет через сто какие-нибудь потомки пролистают изданную мною книгу, например, или посмотрят на картину и просто скажут: "Спасибо тебе, Генка, за то, что ты сделал это". Мне приятно будет...

Геннадий Кунгуров родился на Сахалине, вырос на Алтае. После окончания восьмилетки пошел в профтехучилище, работал электросварщиком, шофером. Службу в армии проходил в Приморском крае, где и остался жить. Первое высшее образование получил в Хабаровском пединституте (учитель черчения и рисования). В 1985 году поступил в Российскую академию полиграфии. Сейчас - ведущий в крае художник и книгоиздатель. Считает себя несколько наивным, любит сладкое и водку под пельмени и душевный разговор. Женат, имеет двух дочерей.
За свою десятилетнюю издательскую деятельность Кунгуров совместно с издательствами "Уссури", "Рубеж", "Ворон", "Русский остров", "Утро России" выпустил более 30 книг, книжек, исторических подарочных фотоальбомов. Один из них под названием "Хабаровский край" был награжден высшей премией полиграфии - премией Сытина. А совсем недавно Кунгуров открыл свое издательство "Светлана", которое выпустило уже 7 альбомов и книг. Полиграфическая мечта - сделать подарочный набор из 12-14 альбомчиков про Владивосток в футляре. Один из таких альбомчиков "Владивосток. Скрепы памяти" сделан совместно с известным краеведом Борисом Дьяченко и фотографом Леонидом Якушевым, а жена Кунгурова Светлана выполняла техническую работу по его оформлению.

Ольга Крутова

Поделиться:

Наверх