72.86 ↓ 100 JPY
11.27 ↓ 10 CNY
76.82 ↓ USD
65.54 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 2 м/c
EN
28 сентября
Понедельник

Общество

Сергей Черкасов: Художник должен быть самонадеянным и наглым

- Сергей Михайлович, почему Венеция? Чем этот город "купил" вас?

Я никогда не видела такого столпотворения, как на персональной выставке Сергея Черкасова, открывшейся в прошлое воскресенье в галерее "Арка". Художник только что вернулся из Венеции с полным "саквояжем" новых произведений.

Сергей Черкасов: "Художник должен быть самонадеянным и наглым"

У него есть примета - в день открытия очередной выставки всегда светит яркое солнце. Оно хранит, оно приносит удачу. Но в этот день небо было пасмурным, Черкасов сник в ожидании неминуемого провала. Но ровно за двадцать минут до открытия тучи расступились, Владивосток озарило яркое апрельское солнце. Успех был гарантирован - работы раскупались, одну из них приобрела даже Приморская епархия в подарок Алексию II.

- У Пришвина в "Жень-шене" есть такая фраза: "Владивосток - это рай, построенный по моему вкусу". У каждого должен быть свой земной рай. У меня - Венеция. По колориту, по тону она очень похожа на Владивосток. Так что у меня не один рай на земле, а два.

- В последние годы в вашем творчестве преобладают виды этих двух городов, а ведь вы один из самых мастеровых книжных оформителей в России...

- У меня была мечта: оформить подарочные издания десяти моих самых любимых авторов - Пришвина, Вознюка, Фадеева, Арсеньева, Кима, Кашука... Десять книжек в красивых дорогих переплетах с большим количеством иллюстраций. Я шел к ее воплощению сознательно и целенаправленно. К двадцати семи годам стал завредактором отдела художественного оформления "Дальиздата". В голове вертелись идеи, мысли... В "Таежной Одиссее" Вознюка или "Жень-шене" Пришвина, да во всех выбранных мною произведениях, нет точного описания образов, поэтому я давал волю фантазии, поступал просто дерзко, считая себя равноправным соавтором. Это был важный, тяжелый и вместе с тем самый замечательный период в моем творчестве. Я был одержим работой - просыпался по ночам, подскакивал, бежал к столу с эскизами, что-то исправлял, доделывал, дорисовывал, додумывал. Если бы мечта не осуществилась, на моей карьере, наверное, можно было бы поставить крест. Но все получилось. Книги пользовались огромным успехом.

- А неудачи были?

- Я художник советской эпохи, к тому же член Союза и должен был хотя бы раз в жизни выполнить госзаказ. И вот как-то пришлось сделать такую работу на одном из владивостокских заводов. Лучше бы не брался. Честное слово, стыдно.

- Говорят, что вы в поездки не берете инструменты...

- Да, я не работаю в жанре "путевых заметок". Как-то был в Париже, на всякий случай прихватил "снаряжение". Нашел подходящее местечко, открыл мольберт, достал кисти, карандаши... Начал делать наброски и сам себя остановил. Засомневался - верный признак неудачи. А в художнике должна жить необузданная творческая наглость. Когда перед тобой чистый холст, и в руках кисть, ни на минуту нельзя сомневаться в том, что делаешь. Это мой принцип работы. Мир воспринимает тебя таким, каким ты преподносишь себя ему.

Васса Потемкина

Поделиться:

Наверх