65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 1 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Морской волк

Капитан ДВМП Георгий Лебедев занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый старый капитан в мире - он стоял на капитанском мостике до 80 лет.

- Георгий Михайлович, вы помните все суда, на которых довелось плавать?

- Конечно, ведь они - как друзья, а друзей не забывают. Первым был буксир "Алаид", на котором я ходил радистом. Затем было еще несколько судов, где я прошел путь от штурмана до старпома. Капитаном стал в 1963-м. Под моим началом ходили океанские теплоходы "Сунгари", "Оренбург", "Державин", "Черкассы", "Обь"... "Обь" - последний мой пароход, с него я сошел в 1997 году. А самый любимый - "Оренбург", на капитанском мостке которого простоял 24 года и лично отвел на металлорезку в Сингапур. Прощаться было тяжело - столько связано...

- За 60 лет случалось, конечно, всякое. Что чаще вспоминается - грустное или веселое?

- Веселого было много. На флоте без юмора никуда. Прямо не знаю... А давайте я расскажу, как я выполнил одну старинную морскую традицию? Дело было в 1960-х годах, во время одного из ближневосточных конфликтов. Суэцкий канал был закрыт, мы шли вокруг Африки, минуя мыс Доброй Надежды. А перед этим из-за Карибского кризиса огибали Южную Америку и проходили мыс Горн. Эти точки - до сих пор самые зловещие места для моряков. И вот после того, как мы совершили эти опасные переходы, приходим в спокойный Гамбург и идем в пивную. Сидим, и тут я вспоминаю, что по старинной морской традиции моряк, прошедший мыс Горн и мыс Доброй Надежды, имеет право в баре класть обе ноги на стол. Подзываю бармена, спрашиваю, знает ли он об этой традиции. "О, да, сэр, - говорит он, - вы имеете полное право на эту привилегию!" И я со спокойной совестью положил ноги на стол. Такая вот история...

- А грустная? Вас что, не бомбили во время войны?

- Вы знаете, обошлось - ни разу! Хотя в 1942-45 годах я совершил массу рейсов на судах, перевозивших грузы по ленд-лизу, в основном по маршруту Владивосток - Сиэтл. Возили все - от обмундирования и взрывчатки до разобранных американских паровозов. В общем, в большую Победу есть и мой маленький вклад.

- Сообщение о том, что вы попали во всемирно известную Книгу рекордов застало вас врасплох?

- Совершенно! Ведь я ничего не делал для этого. Идея была члена нашей ассоциации Юрия Пудовкина, он же подавал документы. Насколько я знаю, это были мой послужной список, копия трудовой книжки и два свидетельских показания by hand (то есть написанных от руки), которые дали два капитана пароходства. Семнадцатого октября мне позвонили из ассоциации и сообщили эту новость. Конечно, я был приятно удивлен и обрадован. Говорят, я первый человек из Владивостока, кто удостоен такой чести.

Поделиться:

Наверх