65,26 ↓ 100 JPY
11,22 ↑ 10 CNY
71,83 ↑ USD
64,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 3 м/c
16 июня
Среда

Общество

Андрей Кончаловский любит водку, женщин и носит галоши

- Андрей Сергеевич, кого хотите помянуть сегодня добрым словом, кто оказал на вас самое большое влияние?

При слове "Владивосток" известному кинорежиссеру Андрею Кончаловскому вспоминается старая семейная история. 1927 год, 24-летняя Наталья Кончаловская, будущая мать Андрея и Никиты, бежит в Америку. С чужим мужем и без ведома своих родителей. Ехали любовники в Сан-Франциско через Японию и Владивосток. Через Владивосток же разведенная женщина вернулась в Россию. Спустя 10 лет, уже во втором браке, с Сергеем Михалковым, у Кончаловской родится старший сын - Андрей. Когда он, мечтая добиться успеха в Голливуде, покидал Россию, не ругала его только мать. Она сказала тогда: "Я не должна тебя осуждать. Я и сама когда-то вот так же уехала..."

Андрей Кончаловский любит водку, женщин и носит галоши

О себе...

- Многих. Ну, маму, деда... Самые главные влияния вообще входят в тебя с молоком матери. И воспитание - это не свод законов, а какая-то система ценностей, в которой ты живешь и которая становится естественной. Когда Луначарского спросили, сколько университетов надо закончить, чтоб стать образованным, он сказал: "Два - дедовский и родительский".

- Вам за 60, но выглядите прекрасно. Ваши пристрастия?

- Их много. Основные - работа и здоровье.

- А как же любовь? Вы верите в любовь?

- Да я не женился бы столько раз, если бы в нее не верил!

- Вы часто расставались с женщинами... Оставались при этом друзьями?

- Боже мой, не обязательно жить вместе, чтобы быть друзьями! Верность - такая штука... Счастливы те, кто всю жизнь может быть друг другу верен.

- То есть дружба между мужчиной и женщиной - вещь все-таки возможная?..

- Цитирую: "Женщина может быть другом мужчины только в такой последовательности - сначала приятель, потом любовница, а потом уже друг". Это сказал герой Чехова. А другой тут же добавил: "Пошляческая философия". Как хотите, так и понимайте. Природа создала нас наполовину животными, наполовину ангелами. Постоянная борьба между ними и делает нас людьми. Я вспомнил фразу Толстого, совершенно замечательную: "Молодые девушки любят, когда их тискают и мнут". Во! Лев Толстой!

- Есть еще расхожие фразы: "Женщина любит ушами, мужчина - глазами"... В чем, по-вашему, принципиальная разница между мужчиной и женщиной?

- Мужчине важен в женщине экстерьер. А женщине в принципе неважно, как мужчина выглядит. Ей нужен человек, обладающий качествами, которые можно выразить материально. Это не обязательно власть и деньги. Ум, юмор - тоже материальные ценности. У нас настолько разная физиология - у женщин на речь задействованы оба полушария головного мозга, а у мужчин - только одно. Поэтому мужчины часто решают проблему с помощью кулака. А девочки просто садятся в кружок и начинают сплетничать. Убивает абсолютно! Насмерть!

- О ваших многочисленных романах ходили легенды. Вот и недавно у вас родилась очередная дочь... Как вы успеваете - причем достаточно успешно - сочетать профессиональную и личную жизнь?

- О-о, это сложно! Раньше я всегда ставил свою карьеру выше личной жизни. И все, что мешало делать карьеру, отметалось. А теперь мне кажется, что человеческие отношения гораздо важнее. Есть масса счастливых людей, не сделавших карьеру. И масса тех, кто карьеру сделал, несчастна - они одиноки там у себя, на Олимпе... Счастливая личная жизнь продлевает жизнь физическую. Карьера ее не продлевает.

О времени...

- Андрей Сергеевич, изменилось ли с годами ваше понимание патриотизма?

- Лично для меня он начинается со свободы уехать. Если можно уехать - значит, можно жить в этой стране. Разные, конечно, есть люди. Вася Шукшин уезжал за границу, со второго дня начинал пить и сидел все время в автобусе. Смотрел с ненавистью на Флоренцию, Венецию и страшно хотел домой. А Тургенев и Гоголь за границей жили. Это просто разное отношение к России, которая от этого не становится ни лучше, ни хуже.

- Ваши самые известные фильмы - "Курочка Ряба", "Дворянское гнездо", "Андрей Рублев" - о русских людях, русском характере. А какой он, наш характер?

- Не самый хороший - непримиримый, бескомпромиссный. Если человек без особых принципов, он, по-нашему, по-русски, уже непорядочный. Зато бескомпромиссные люди у нас герои всегда. Хотя, если задуматься, жизнь - это бесконечный компромисс. Мало того, свобода - это компромисс. Дружба, совместная жизнь - все компромиссы. И если мы будем принципиально и непримиримо жить, то не дадим друг другу никакой возможности ничего прощать.

- Выходит, героическая личность сегодня вам уже не симпатична?

- Герой всегда симпатичен. Но это не тот, кто не боится, а тот, кто может подавить свой страх. Как и добрый человек не тот, кому не жалко отдать. Добрый - тот, кому жалко, но он может перебороть свой эгоизм. Это всегда труд. Вообще, все хорошее на земле всегда делается с трудом. А все плохое - легко. На мой взгляд.

- Как вы относитесь к тому, что сегодня многие люди искусства с головой окунулись в политику?

- Слава Богу, я не с ними! Политика вся - цинизм и обман. Как правило, нам обещают то, что нам нравится, напоминают, какие мы хорошие и несчастные. А если кто-нибудь осмелится сказать: "Вы - лентяи! Вот приду к власти и заставлю вас работать, сукиных сынов!" - мы же такого не изберем никогда. Русский человек проголосует за любую политическую платформу, если она нагружена колбасой и водкой.

- Интересно, что же вы тогда думаете о политической карьере вашего брата - Никиты Михалкова...

- У меня дома фотография есть, которую вы нигде больше не найдете. Там Никита Сергеевич в шестилетнем возрасте заснят в генеральской фуражке. Когда он станет президентом, я продам ее за 5 000 долларов!

- Может, с высоты прожитых лет что-нибудь посоветуете молодым?

- Молодежь ничему нельзя научить. Она сама должна расквасить себе морду. Поэтому мой совет такой - не слушайте родителей, делайте ошибки, пока жизнь продолжается. Потому что жизнь - очень короткая вещь.

О работе...

- Наивный вопрос - своей работой в искусстве вы можете что-то изменить в этом мире?

- В принципе, искусство не отвечает на вопросы. Оно их ставит. А зритель должен прийти домой и попытаться их решить. И если зритель пытается - а русский зритель вообще мыслящий - то в этом и есть самый главный смысл моей работы и искусства.

- Если говорить о зарубежном коммерческом кино, как вам работалось с Сильвестром Сталлоне? Его бицепсы и амбиции не мешали?

- Ну как могут бицепсы мешать? Здоровое тело - это всегда прекрасно. С другой стороны, Сталлоне - очень умный человек. Может, не очень талантливый, но умный. Когда я его снимал, он прекрасно знал, где должна стоять камера, с какой стороны должен идти свет - у него одна часть лица парализована. И что оператор должен брать его в фокус чуть снизу - он невысокого роста. Я, естественно, со всем соглашался - кино, как правильно заметили, коммерческое.

- Вернувшись в Москву, "для души" вы сняли исторический фильм "Ближний круг". Почему? Тема-то давняя?

- Да, мне многие говорили: "Опоздал! Про Сталина уже давно все сняли". А мне до сих пор кажется, что не опоздал, а слишком рано снял. Настоящее зло никогда не бывает отвратительным. Ему нужно соблазнить, поэтому оно должно выглядеть привлекательно. А если будет страшным, никто за ним не пойдет...

- Над чем вы сегодня работаете?

- Над сценариями о жизни Марко Поло, Рахманинова... Ставлю в Мариинском театре оперу Сергея Прокофьева "Война и мир". Это будет совместная продукция Мариинки и американской "Метрополитен опера". На репетиции отведено шесть недель, что является рекордным для России. Премьера намечена на март.

- Есть такое понятие - "творческое старение". Не боитесь этого периода?

- Творческое, физиологическое - это один процесс. И возраст бывает ни при чем. Потеря энергии - вот в чем старение. Бывает, человек не старый совсем, лет тридцать, а скучно ему - сидит, зевает... Еще деньги так отрицательно влияют на людей, энергия теряется. Хотя именно энергия и есть самое главное в жизни, а старение творческое напрямую связано с желанием жить. Вообще, чем больше вы постараетесь себя понять, тем полнее будет ваша жизнь. До смерти надо успеть единственное - понять самого себя.

- Знаю, что вы способны часами говорить о здоровом образе жизни...

-... И именно об этом будет моя следующая книга - читайте!

- Тогда напоследок - исключительно ради здоровья наших читателей - откройте рецепт вашей семейной водки "кончаловка".

- Водка действительно замечательная. Помню, в гости к нам как-то пришел артист МХАТа Борис Ливанов. Мама еще на кухне возилась, а на столе стоял пирог и графин с "кончаловкой". Пока там готовили и ждали гостей, Ливанов съел полпирога и выпил весь графин. Скандал был жуткий!.. А рецепт таков. Вначале надо осадить в водке сивушные масла. Для этого мама клала в водку 3-4 зернышка марганцовки и ставила бутылку на неделю в темную кладовку. На дне образовывались хлопья, поэтому водку надо было сцедить. Потом в бутыль кладется смородина свежая, которую надо предварительно высушить на бумаге, или смородиновая почка, или лист смородиновый. Желательно сразу сделать литров десять такого напитка. Постоит он с полгодика в кладовке - и становится рубиновым. Бутылку открываешь - та-акой запах!..

Татьяна Романова, г. Санкт-Петербург

P.S. Когда встреча закончилась, Андрей Сергеевич попрощался и надел на свои щегольские штиблеты блестящие галоши! Увидев изумленные лица, спокойно пояснил: "Очень удобно и практично, во многих странах пользуются. Я круглый год ношу легкие летние ботинки, а в галошах тепло. Да и когда приходишь в гости, не нужно по-татарски снимать обувь".

Поделиться:

Наверх