65,26 ↓ 100 JPY
11,22 ↑ 10 CNY
71,83 ↑ USD
64,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 4 м/c
16 июня
Среда

Общество

"Михаил Шолохов", судьба парохода

На прошлой неделе "Н" опубликовали материал "Шолохов" ушел на Запад". В нем мы приводили две версии того, почему одно из последних пассажирских судов России покидает бассейн. Пресс-служба ДВМП утверждала, что "Михаил Шолохов" просто временно меняет прописку - будет работать на линии Санкт-Петербург - Стокгольм, будучи арендован на условиях бербоут-чартера компанией "Дженкорп Инк". Ни о какой продаже судна (версия правоохранительных органов) и речи нет. Сегодня у нас есть возможность сообщить подробности ситуации, достаточно типичной для нынешней российской действительности.

По словам зам. директора департамента основной производственной службы (ДОПС) ДВМП по пассажирскому флоту Владимира Клима, в советские времена пассажирский флот дотировался государством, сегодня он, как и ледокольный, государству не нужен. В 1996 году эксплуатация пассажирских судов принесла компании чистых 50 млрд рублей убытка. Надо было что-то делать с этой финансовой гирей на шее, и пароходство принялось пристраивать свои суда всюду, где они могли приносить если даже не прибыль, то хотя бы покрывать расходы на содержание и эксплуатацию. Как нельзя более кстати пришлось модное веяние в виде фрахтования на условиях бербоут-чартера, при которых всю ответственность за судно несет фрахтователь, а владелец только получает арендную плату.

Но после 17 августа 1998 года даже этот вариант стал пробуксовывать. В октябре замерли у стенки "Михаил Шолохов", каждый день стоянки которого стоит 1600 долларов, и "Ольга Садовская" (800 долларов). Им искали клиентов в Австралии, Новой Зеландии, Китае, Южной Корее, даже Перу, пока компания "Ферри сервис", фрахтователь теплохода "Русь", с прошлого года работающего на линии Рига - Стокгольм, не предложила в качестве партнера оффшорную компанию с Багамских островов "Дженкорп инк." С ней ДВМП в апреле заключило договор бербоут-чартера, и 13 мая "Шолохов" ушел из Владивостока на Балтику с намерением работать на линии Санкт-Петербург - Стокгольм.

Бедному парому, носящему имя нобелевского лауреата, конкретно не везет. Предыдущий фрахтователь "писателя" и актрисы "Садовской", компания "Пасифик Трейдинг", завалилась, задолжала бункеровщикам, из-за чего "Шолохов" неделю простоял под арестом в Сингапуре, пока руководства ДВМП залечивало ситуацию. Сейчас паром опять в море, а в это время, как сообщил Владимир Клим, поступило предложение от питерского губернатора использовать судно на маршруте Санкт-Петербург - Хельсинки. В северную столицу для проработки темы уже вылетели представители ДВМП, вскоре собирается туда же и руководитель компании Виктор Миськов. Так что, может, вовсе и не "Дженкорп инк." будет управлять судном.

Отвечая на вопросы корр. "Н", Владимир Клим осветил несколько интересовавших нас моментов. Так, руководитель пассфлота считает, что если какие-то пассажирские суда учитываются в планах Минобороны и МЧС на случай экстремальной ситуации, то пусть эти ведомства и оплачивают их простой. О том, что в договоре бербоут-чартера есть пункт о переходе "Шолохова" в собственность фрахтователя после уплаты арендной платы в 1,65 млн долларов сказано было так: "В договоре может быть записано все, что угодно. Но для того, чтобы судно поменяло владельца, нужно согласие наблюдательного совета ОАО "ДВМП", а затем согласование с правительством. Иных вариантов нет. И "Шолохова" мы с соблюдением всех норм и законов непременно продадим, если он не будет приносить хотя бы нулевой прибыли". (А ведь еще на прошлой неделе представители ДВМП категорически настаивали на том, что разговоры о продаже - сплетни!). О том, насколько успешно работает в аренде "Русь": "После 17 августа ситуация стала хуже, возникли долги. Но проблема решается в рабочем порядке". О судьбе "Ольги Садовской" и "Антонины Неждановой": "Нежданова" успешно работает с Южной Кореей. "Садовскую" решено продавать - судну 22 года, его время прошло".

Итак, прекрасная маркиза, все у нас хорошо - скоро у России не останется последних четырех пассажирских судов. Наверное, это закономерно. Отмирает убыточное, ненужное, нежизнеспособное. Прежнего государства, которому пассажирский (а также ледокольный, рефрижераторный, рыболовный, транспортный, военный и пр.) флот был нужен, уже нет. А нынешнее государство у нас, как утверждает НТВ, - это президентская камарилья. Поэтому удивляться происходящему нечему. Тем не менее, как стало известно "Н", делом "Михаила Шолохова" заинтересовалось Дальневосточное региональное управление по борьбе с оргпреступностью, считающее, что потеря судна нанесет ущерб государству, и направившее в связи с этим письма в генпрокуратуру и прокуратуру Приморского края. А г-н Клим видит в ажиотаже, созданном вокруг пассажирских судов ДВМП, злую волю неназванных им сил, давно и пока безуспешно мечтающих запустить свою жадную лапу в карман компании и перераспределить находящееся в нем в свою пользу.

Информационная служба "Н"

Поделиться:

Наверх