65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 0 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Глобальное исследование морской души

"Бабушка, у тебя была в жизни одна, настоящая любовь?" - "Да, внученька..." - "Кто?" - "Моряки..."

"Море на вкус горькое, как пиво". (Хулио Кортасар)

Извините, если что не так, но ведущая "Стиля жизни" Юлия Гусейнова за ударный труд отправлена купаться в теплые моря. А мы сидим на обледенелом берегу у замерзшего Золотого Рога и предаемся трудным размышлениям на тему, что такое море? Формально - просто колоссальная масса соленой воды, заполнившей впадины на теле нашей планеты. А на самом деле - совершенно особый мир, манящий и пугающий, обладающий мистической притягательной силой, полный тайн и загадок. О море и моряках написаны тысячи книг и картин, сняты сотни фильмов, сложено без счета легенд. Что же это такое - море? Что это за люди - моряки? Мы не знаем точно. Вернее, знаем каждый по-своему. Несомненно только, что море пробуждает в человеке особые чувства. Одни при встрече с ним начинают писать стихи, другие проникаются чувством священного ужаса, третьи поддаются его зову и несмотря ни на какие преграды, снова и снова отправляются за горизонт. Итак, отдать швартовы!

школа жизни: Вышли мы все из морфлота

С флотом - военным ли, торговым - связано огромное количество россиян. Ни в коем случае не претендуя на широту охвата, представляем вам лишь малый перечень широко известных персон, носивших тельняшку и имеющих отношение к Тихому океану.

Василий Шукшин. Великий русский писатель в юности служил на острове Русском.

Никита Михалков. Известнейший кинорежиссер из ВГИКа был призван на ТОФ. Служил киномехаником матросского клуба на Камчатке. Развозил фильмы по точкам и заставам на нартах.

Евгений Наздратенко. Губернатор Приморского края отслужил срочную на эскадренном миноносце.

Олег Пастухов. Уникальный голос Владивостока, стажирующийся нынче в Москве, - бывший солист ансамбля песни и пляски ТОФ.

Юрий Копылов. Глава администрации Владивостока начинал служебную карьеру как секретарь комитета комсомола ВБТРФ.

Валентин Логненко. Депутат краевой Думы, пивовар и экс-кандидат в политические деятели "широкого профиля" после "Дальрыбы" пять лет отморячил механиком на судах ТИНРО.

Мария Дроздова. Мать актрисы Ольги Дроздовой и теща секс-символа российского экрана Дмитрия Певцова ДО СИХ ПОР работает коком на танкере.

!Флотская косточка

Почти десять лет он на пенсии, а на флоте его не забыли - "морячившего" замполита тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) "Минск" капитана 1 ранга запаса Николая Андрощука.

- У каждого человека свой путь к морю. А как вы стали моряком?

- Родился в украинском селе. Дед мой служил в нижних чинах на эскадре Рожественского. Ну, фильмы, книги. Дважды поступал в военно-морские училища Ленинграда, но не прошел по конкурсу. Окончил сухопутное, в Житомире, по специальности зенитчик-радиотехник. И вот случай: перед самым выпуском прислали разнарядку - 25 лучших на флот, в политработники. А я же все курсантские годы под гимнастеркой тельняшку носил! Плюс отличник, холостой, спортсмен, коммунист. Послали на ЧФ. Четыре года на БПК. Академия. И - замполитом на ТОФ, на БПК "Ворошилов".

- Черноморский тогда был королевским флотом. Отличался ли от него ТОФ?

- Существенно. На ЧФ служили одни отличники и, мягко говоря, люди со связями. Мне очень помогло то, что общевойсковое училище дает более солидную строевую и спортивную подготовку, знания уставов и военного дела. Я не был белой вороной. Но все равно - тяжело. ТОФом тогда просто пугали как ссылкой. А пришел на корабль, и - первое впечатление: люди здесь служат не для галочки, а на результат, до упора. Офицеры - ДРУЖАТ. Меня встретили как своего: вот ваша каюта прибранная, баня истоплена - помыться с дороги, на ужин просим в кают-компанию.

- А потом был "Минск"...

- Я пришел на крейсер в его лучшие времена. Трижды ходил на боевую службу в Тихий и Индийский океаны, к берегам Вьетнама. Это был корабль! Экипаж - 1600 человек. Самолеты, вертолеты, вооружение - силища!

- Памятный эпизод?

- Учения под флагом главкома весной 1984-го. Ночью в составе отряда могучих кораблей вышли из Стрелка в район, и тут же - полеты самолетов парами, боевые упражнения. Все идет отлично. Получаем радио: на борт прибывает главком, адмирал флота Советского Союза Горшков. Команда строится на верхней палубе - 700 "смотровых" матросов, в белой, давно отмененной уставом робе. Офицеры в кителях, при кортиках. Вертолет сел. Главком вышел на палубу и обалдел: строй - не ниже 180, белые робы - как в его молодости, офицеры при оружии - как раньше. Растрогался адмирал, чуть не целует командира - как нашли-сохранили, где таких красавцев набрали? Показали ему новинку - взлет с палубы авианосца истребителя "ЯК-38" на коротком - 100 метров - разбеге, экономившем топливо и увеличивавшем радиус действия. Он летчика поблагодарил, бинокль подарил и - в каюту. Командир решил продолжать полеты... Следующая пара "ЯКов" на развороте в воздухе столкнулась... Доложили Горшкову. Тот только руками развел, крякнул: "Зачем летали-то? Ведь план учений уже выполнили..." И улетел во Владивосток. "Черный песец", понимаете ли...

- Моряк и семья...

- Я на флот пришел холостым. В те годы рано не женились. Познакомился с женой уже старлеем, на родине, в отпуске. Вместе 26 лет. Любимая и мужественная женщина, всегда понимавшая мою работу. С морем у нее сложные отношения - оно меня отрывало от нее, от дочерей.

- Ну, дочери-то наверняка насмотрелись на проводы-разлуки...

- Ага, и обе вышли замуж за моряков. Как им мать не внушала обратного - видно, уже все - флотская косточка!

Легенда флота - авианосец "Минск"

Тяжелый авианесущий крейсер "Минск" построен в городе Николаеве в 1975 году. На ТОФ - с 1978 года. Место постоянного базирования - залив Стрелок. Длина - 273 метра, ширина - 49, водоизмещение - 41 000 т, скорость - до 30 узлов, авиагруппа - 36 самолетов вертикального взлета "ЯК-38" и вертолетов.

В начале 90-х "Минск" при не очень понятных обстоятельствах был продан в Южную Корею на металлолом, а корейцы продали его в Китай. Нынешний владелец "Минска" - китайская торгово-промышленная компания - восстановил и максимально приблизил ТАКР к оригинальному ВНЕШНЕМУ виду, превратив ВНУТРЕННОСТИ авианосца в огромный развлекательный комплекс.

Рассказывает Виктор Гокинаев, контр-адмирал запаса, командир ТАКР "Минск" в 1975-1980 годы, посетивший борт корабля в день презентации торгово-культурного центра "Авианосец "Минск" 20 сентября 2000 года:

- Сейчас крейсер стоит в китайском порту Шенчжэнь и выглядит таким, каким мы его принимали на заводе: выкрашен, ухожен, макеты оружия и самолетов на штатных местах, вращаются антенны РЛС, фактически принимаются на взлетную палубу вертолеты. В кают-компаниях и столовых - рестораны китайской кухни. В самолетном ангаре - американские горки, концертный зал, бар, магазины и... торговое представительство столицы Белоруссии - Минска. Крейсер хорошо освещен и иллюминирован в ночное время. Входной билет стоит 10 долларов. Посещаемость - до 10 тысяч человек в сутки. О чувствах, которые я испытал, побывав на своем родном корабле, позвольте не говорить...

Капитан: Ничто не бывает окончательно плохо

Главный человек на судне, - это капитан, Мастер.

От него зависит все. Или почти все. Англичане говорят: "Капитан - второй человек после Бога".

Президент Ассоциации капитанов Дальнего Востока Петр Осичанский:

- Море - это болезнь. Я ее подцепил в детстве. В те времена, в 1960-е годы, мальчишками в основном двигали романтические мечты. О том, чтобы пойти в моря заработать денег, не думали. Окончил в Ленинграде мореходку, судоводительский факультет и по распределению попал на Дальний Восток.

Конечно, как и любой моряк, мечтал стать капитаном. Но едва не стал журналистом - так меня увлекла эта профессия. Даже журфак ДВГУ окончил и собирался работать в газете "Дальневосточный моряк". Меня уговорили остаться на море, чтобы набраться опыта. В общем, с журналистикой распрощался, хотя позже я и писал для "ДВ моряка". Но я не жалею. Проходив десять капитаном, я действительно получил столько впечатлений и опыта, сколько у меня не было за предыдущие 14 лет. Всякое бывало.

Никогда не забуду свой предпоследний рейс в качестве капитана. Судно называлось Ocean Sky и принадлежало грекам. Это был самый трудный рейс в моей жизни, но и самый интересный. Самый трудный, потому что столько несчастий никогда сразу не наваливалось - мы два раза были на грани катастрофы. Сначала случился пожар - мы горели 20 дней! Затем во время шторма в трюм попала вода, и судно получило крен, грозя перевернуться. Но все это происходило в таких экзотических местах! Мы посетили Антигуа и Барбадос, Гваделупу, Перу, Эквадор, кучу других островов и стран, названий которых я уже и не помню. Наш боцман тогда сказал: "Черт побери, несмотря на все несчастья, когда бы еще мы смогли все это увидеть!"

Морские приметы: Не свисти, салага!

  • Никогда нельзя вслух говорить, что погода очень хорошая - обязательно испортится, если похвалишь.
  • На судне нельзя свистеть - насвистишь непогоду.
  • Механики верят в то, что если машинное отделение посетит женщина, что-нибудь обязательно сломается.
  • Во время движения судна вахтенным - штурману и матросу - на ходовом мостике нельзя стоять спиной к курсу судна.
  • Нельзя выходить в море в пятницу, а особенно 13-го числа или же наоборот, приходить в порт.

Женщина на корабле

Женщина на корабле - к несчастью. Эта старинная морская примета сейчас считается анахронизмом, если не считать запретные для женщин места на судне, например, машинное отделение (см. Морские приметы). Женщины пробрались даже на капитанский мостик - вспомним нашу знаменитую на весь мир Анну Щетинину, почетного члена Лондонской ассоциации капитанов. Если даже англичане признали женщину-капитана, значит, традиция точно отошла в прошлое.

Есть и другие примеры. Елена Девятова - помощник капитана знаменитого парусника "Паллада". Журналист по профессии, Елена 14 лет проработала в молодежной редакции ПТР редактором и ведущей "Молодежного канала". В 1990 году пришла "Палладу" делать материал и... заболела романтикой плаваний под парусами. Бросила журналистику и теперь - помощником капитана по связям с общественностью и воспитательной работе с курсантами. Говорит, что, кроме самого судна, ей нравится наблюдать, как курсанты-салажата превращаются в настоящих морских волков. А благодаря ей, мужчины на "Палладе" стараются всегда быть джентльменами.

Самые-самые

  • Самый старый капитан в мире живет во Владивостоке. Это 84-летний капитан ДВМП Георгий Лебедев, который сошел с капитанского мостика в 80 лет. Его рекорд официально зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса в августе 2000 года.
  • Самый странный случай на море произошел у берегов Великобритании. Точнее, это не один, а три события, случившиеся на протяжении трех веков. 5 декабря 1664 года у побережья Уэльса, в проливе Менаи, затонул корабль, на борту которого находился 81 пассажир. Спасся только один. Его звали Хью Уильямс. 5 декабря 1785 года, ровно через 121 год в проливе затонуло другое судно, и снова погибли все пассажиры, кроме одного, которого звали... Хью Уильямс. 5 декабря 1860 года в проливе Менаи опять тонет судно. Надо ли говорить, что из 21 человека, находившегося на борту, спасся только один по имени Хью Уильямс?..

Морской словарик

Известно, что моряки в неофициальной обстановке никогда не употребляют официальные названия на судне, пользуясь своим собственным, веками складывавшимся словарем.

МАСТЕР - капитан

ЧИФ - старший помощник капитана

ДЕД - старший механик

ПОМПА - помощник капитана по политчасти, да и в каюту часто ПОМПА вызывал для "накачки"

РЕВИЗОР - 2-й помощник капитана

МАРКОНИ - радист

ШЕФ - старший кок на судне.

ДРАКОН - боцман

ЧМЕХ - 4-й механик. Другое название - КОРОЛЬ ГОВНА И ПАРА, так как он отвечает за систему канализации и кондиционирования

АРТЕЛЬЩИК или КАНДЕЙ - человек, отвечающий за хранение и выдачу провизии

РОГАЧИ - штурмана и палубные матросы

ВОДЯНОЙ - матрос, отвечающий за прием и распределение пресной воды

МОТЫЛИ - механики

ПОДВАЛ - машинное отделение

ПОВАРЕШКА - женщина-кок

опрос: Город и море

Центр. Конец рабочего дня. На автобусной остановке - небольшое столпотворение. Шубы, шапки, авоськи, сумрачные ввечеру женские лица, которые мгновенно преображает улыбка после вопроса: "Что для вас море?"

Оксана, 22 года, безработная: "Ой, кто бы взял на рыбообработчик!? Заработать хочется. Надоели китайская лапша и бульон из кубиков".

Наталья Ивановна, продавец: "Сын у меня в мичманах. В моря не ходит, все больше у пирса стоят. И то ладно. Боюсь за него после "Курска".

Оля, студентка: "Папа в морях, рыбачит, на мое образование зарабатывает. Он так и говорит: институт закончишь - и шабаш".

Просто Таня: "Бывший муж моряком был. Потом работы не стало, потом - развелись..."

Алена, работает в администрации края: "Море - это нормальная жизнь для половины города. Это приличные пенсии для ветеранов, работа для молодежи, туризм, бизнес, налоги... Для Владивостока море - это жизнь и будущее".

Катя, школьница, 9 лет: "Море - это лето на катере, купалка. Оно теплое и пушистое!"

Сергей Че, Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх