65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+23° ветер 5 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Экстремальный вояж "Капитана Хлебникова"

Недавно в родные воды возвратился владивостокский ледокол "Капитан Хлебников". Целый год он ломал льды вокруг Антарктиды, развлекая этим около сотни богатых иностранцев.

Построенный в 1982 году, ледокол "Капитан Хлебников" изначально был предназначен для работы в устьях крупных сибирских рек. Первые десять лет своей жизни он совершал арктические навигации, работал в портах Ванино и Магадан. С 1992 года "Хлебников" совершает полярные круизы с иностранными туристами на борту.

Новая жизнь

В 1991 году на ледокол положил глаз некто Шульц - один из представителей американской фирмы "Кварк экспедишн", в настоящее время по старости отошедший от дел. Фирма предлагала своим клиентам полярные путешествия и прочую экстремалку для избавления от лишних денег. Для своих нужд фирма даже фрахтовала атомоход. С нашей стороны идею Шульца, определившую дальнейшую судьбу "Хлебникова", поддержали Геннадий Георгиевич Гречихин, в то время начальник службы ледокольного флота ДВМП, и Петр Геннадьевич Голиков, тогда - капитан ледокола "Адмирал Макаров", впоследствии - первый капитан обновленного "Хлебникова". Ледокол, переоборудованный под пассажирское судно, берет на борт до 120 туристов.

Справка "Н": Мелкосидящий линейный ледокол "Капитан Хлебников" был построен в Финляндии. Длина ледокола - 130 метров, ширина - 26 метров, мощность энергетической установки - 24000 лошадиных сил. Это единственное судно ДВМП, оснащенное специальной установкой для опреснения воды, благодаря которой автономность ресурсов пресной воды у "Хлебникова" практически неограниченная.

Для туристических целей ледоколу редко требуется вся мощь, заложенная в него судостроителями: свою полную силу судно демонстрирует только для удовольствия пассажиров да во время прохождения особо сложных участков. "Хлебников" - далеко не единственное судно, зафрахтованное "Кварк экспедишн" для увеселения любителей экзотики. Мурманский ледокол "Капитан Драницин", научно-исследовательские суда "Академик Шокальский" и "Профессор Молчанов" - все они теперь знакомят иностранцев с жестокими ледовыми красотами.

Маршрутами героев

Со времен Джеймса Кука мореплаватели оплывали вокруг Антарктиды всего девять раз. В основном этот подвиг совершали крупнейшие путешественники. "Хлебников" в этом списке стал десятым, обойдя Южный полюс за 70 суток (его пассажирам это влетело в копеечку, но вряд ли они об этом сожалели). В 2000 году планируется второй обход "Хлебниковым" Антарктиды, и тогда ледокол станет единственным в истории судном, проделавшим этот путь дважды.

Ледовые путешествия привлекательны еще и тем, что позволяют туристу оказаться в исторических местах, к которым не проложили тропинок горластые гиды. Можно побывать, скажем, на базе известного полярного исследователя Скотта или на редко посещаемой полярной станции "Русская", законсервированной в настоящее время. Или забраться на ледяную глыбу - вроде той, что когда-то угробила знаменитый "Титаник".

Ледовый круиз обычно начинается в Тасмании, Южной Африке или Аргентине - оттуда удобнее всего добираться до антарктических широт. У туристов есть шансы побывать и на Северном полюсе: "Хлебников" ходил в канадскую Арктику и к берегам Гренландии. Заранее намеченные маршруты корректируются почти на ходу - в зависимости от ледовой обстановки и других обстоятельств, это оговаривается в билетах и рекламных проспектах. Клиенты не в претензии: получается чуть ли не настоящая экспедиция со своими сюрпризами. В прошлом году ледокол оказывал помощь полярникам Австралийского Антарктического дивизиона - находящиеся на борту ледокола австралийские туристы надувались от гордости за своих героев. Однажды "Хлебников" на целый месяц превратился в базовое судно трансатлантических соревнований по виндсерфингу.

"Один из последних очень интересных рейсов, - говорит Петр Голиков, капитан "Хлебникова", - полуобход Антарктиды, из Австралии - в Южную Америку. Мы посетили базу американской станции Мак Мердо, были в Китовом заливе, откуда Амундсен отправился к полюсу на собаках...

Клиенты: им нравится мерзнуть за деньги

В среднем в один круиз на "Хлебников" набирается 70-90 пассажиров, иногда до сотни. Состав интернациональный: много американцев и австралийцев, канадцы, французы, в один рейс было сразу 13 тайваньцев, одни китайский ученый использовал наш маршрут в своих научных целях. А вот русские - только в составе команды. Русским богатеям, видно, льда и холодов хватает дома. А вот иностранцы мерзнут за деньги с удовольствием: одни сутки им обходятся в 700 долларов, минимальный срок круиза - 10-12 дней, но бывают и двухмесячные путешествия - считайте сами. В большинстве своем клиенты - отдыхающие от дел бизнесмены, отставные врачи, адвокаты и прочий небедный народ. У всех - общая "болезнь" - страсть к подобным экстремальным путешествиям. Голливудских звезд за шесть лет круизов на "Хлебникове" не наблюдали, но попадались личности, "известные в узких кругах", вроде крутейшего специалиста по пингвинам Фрэнка Тодда или одного австралийского пилота, облетевшего на вертолете весь земной шар.

Пингвины на память

На "Хлебникове" нет дансинга, казино и прочих прелестей, обычных во время морских круизов. Бар для внутреннего сугрева забугорных полярников, конечно, имеется. Во время морских переходов, пока пассажирам нечем заняться, им предлагают послушать лекции - слушают охотно. В числе лекторов был, например, известный исследователь Джон Силецстосер - именем этого американца назван один из хребтов Антарктиды. Другие развлечения подбрасывает окружающая стихия: по пути к Антарктике пассажиров изматывает штормовая болтанка.

На "Хлебникове" есть два вертолета, которые постоянно используются для обслуживания туристов. Однажды повар-австриец (а на "Хлебникове" все повара почему-то австрийцы), делая снимки с вертолета, попросил у пилота разрешения открыть дверь. Разрешили. Повар вместо нужного синего рычага потянул за красный, служащий для отстрела двери. Дверь благополучно отстрелилась. Когда повара вернули на борт судна, он обнаружил, что потерял еще одну дверь - от собственной каюты. Шутники-приятели объяснили: мол, сняли по приказу капитана и поставили на вертолет взамен отстрелянной.

Когда ледокол подходит к побережью Антарктиды, туристы вообще забывают, что такое скука: высадки на лед, посещения полярных достопримечательностей, стоянок знаменитых путешественников и колоний не менее знаменитых пингвинов совершаются ежедневно, а то и по два раза в день. Перед высадкой туристов на льду устанавливают палатки с запасом пищи, радиостанции и прочее на всякий случай: веселье весельем, а безопасность клиента - вещь серьезная.

Пингвины - одна из главных достопримечательностей. Пассажиры "Хлебникова" имеют возможность увидеть 8-9 видов пингвинов. Участникам одного из последних круизов повезло: во время путешествия на участке антарктического побережья Фэнтан Коуст (эти места, кстати, ни одно судно прежде не посещало) была открыта дотоле неизвестная колония императорских пингвинов -то-то было радости. В проекте "Кварк экспедишн" - организация кругосветного путешествия с привлечением нескольких судов (в том числе и "Хлебникова"), в процессе которого счастливчики смогут ознакомиться с 17 видами пингвинов - именно столько их обитает на планете вообще. А в киоске, торгующем арктическими сувенирами на борту "Капитана Хлебникова", туристам предлагают приобрести золотых пингвинчиков - на память.

Иван Власов

Поделиться:

Наверх