65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 1 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Поезд ушел

У Транссиба две проблемы - китайцы и моряки

5 мая со станции Находка-Восточная в сторону Финляндии с большим пафосом был отправлен т.н. демонстрационный состав - 50 контейнеров с южнокорейскими товарами, который должен за 12 дней пересечь российскую территорию и тем самым в очередной раз продемонстрировать подозрительным европейцам преимущества северного транспортного коридора - железнодорожного пути из Азии в Европу через Транссиб.

Так, под стук колес, аплодисменты и суету столичных тележурналистов, завершилась Международная конференция по развитию перевозок в евроазиатском сообщении, работавшая во Владивостоке с понедельника. Ведущую роль в раскрутке трансазиатских перевозок на сей раз сыграла ЭСКАТО - экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана. По словам Барри Кейбла, руководителя ее транспортного департамента, в ближайшие годы ООН ожидает лавинообразного роста объемов перевозок по этому направлению. К 2011 году, по расчетам ООН, грузопоток между Азией и Европой должен увеличиться в 3-4 раза. Поэтому ЭСКАТО, после четырехгодичной возни с проектом Трансазиатского маршрута, к удовольствию международных экспедиторов наконец собрала все заинтересованные стороны для переговоров. Транспортные ведомства включенных государств (России, Китая, обеих Корей, Казахстана, Монголии, Польши, Финляндии и Белоруссии) подписали меморандум о запуске демо-версии грузопотока, за большую часть которого отвечает наше родное МПС.

Однако компании-экспедиторы относятся пока к новому маршруту без особого ажиотажа. Конечно, пустить контейнер по Транссибу значительно быстрее и короче, нежели морем через Суэцкий канал, но пока заметно дороже. То есть северному коридору отведена функция быстрой доставки. Кроме того, еще не создан единый оператор, который сможет реализовать вожделенную схему "от двери до двери", независимо от количества пересекаемых границ и средств передвижения.

Есть и еще одна угроза: кроме северного коридора (Азия - порты Приморья - Транссиб - Европа), через несколько лет появится и южный коридор - от южнокитайских портов через Китай, Монголию или Казахстан с выходом в Сибири и западнее Урала. Такой путь уже есть, но его грузопоток составляет не более 10 тысяч контейнеров в год (в основном это запчасти для автозавода "Дэу" в Узбекистане) и техническое оснащение южного маршрута отстает от северного. Но когда китайцы приведут его в должный вид - а южный коридор на тысячу километров короче и настолько же дешевле, - Транссиб неминуемо потеряет значительную часть добавочного грузопотока, на который сейчас рассчитывает.

Кирилл Кротов

Поделиться:

Наверх