65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 7 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Достойная бедность как вариант

Создатели проекта реформирования системы соцзащиты хотят помочь государству осмысленно тратить деньги, а нуждающимся гражданам - беспроблемно получать их

Находка, судя по всему, скоро будет самым продвинутым в Приморье городом в области "социалки". 23-24 апреля там прошел семинар по реформированию системы социальной защиты под названием "Новые направления деятельности в сфере оказания социальной помощи и предоставления социальных услуг". Его провели специалисты московского фонда "Институт экономики города" (ИЭГ) Анастасия Александрова, Людмила Рагозина и специально приглашенный из Вашингтона Бертон Ричман. Основными темами стали реформирование социальных льгот, организация предоставления социальной помощи и организация школьного питания, по которой был проведен круглый стол.

Это уже второй семинар, проведенный фондом в Находке, - первый, состоявшийся полгода назад, презентовал программу ИЭГ, которая уже несколько лет реализуется в разных городах страны. Тогда перед москвичами стояла задача выбрать из нескольких дальневосточных городов - Находки, Биробиджана и Магадана - площадки для реализации проекта по реформированию системы соцзащиты. В результате победила Находка: мэр города Виктор Гнездилов, являясь также председателем Ассоциации муниципальных образований края, пообещал привлечь в программу не только находкинцев, но и социальщиков других городов и районов Приморья.

Золотой дождь

Цель программы фонда, проводимой вместе с американским Институтом города - повышение адресности социальной помощи. Для этого в программе предусмотрен целый набор действий: и проведение конкурсного отбора подрядчиков на выполнение муниципальных социальных заказов, и совершенствование методов управления социальными программами на местном уровне, для чего нужно перекраивать практически всю систему соцзащиты.

Экономически это означает оптимизацию системы расходования "социальных" средств, которые сейчас проходят по разным каналам и централизованно не контролируются. А деньги это немало, достаточно вспомнить "пенсионные миллиарды" и жестокую борьбу за контроль над Пенсионным фондом РФ. В небольшой Находке одних только пенсионеров 36 тысяч, не считая других категорий малоимущих граждан, и суммы социальных выплат исчисляются миллионами рублей. При этом в системе соцвыплат царит хаос, и многие действительно нуждающиеся в помощи не могут ее получить.

В ходе реформы городской экономики органы местного самоуправления получили с федеральной подачи функции и полномочия, не сравнимые с прошлыми временами. В результате муниципалы остались в ответе за реализацию программ соцзащиты населения и предоставление соцуслуг. И старые формы организации их работы оказались неадекватны новому объему ответственности. На фоне расслоения общества и быстрого роста числа малообеспеченных граждан соцзащита продолжает тупо выделять льготы определенным группам населения и дотирует ЖКХ - что, очевидно, давно уже не может защитить интересы самых бедных.

Одно окно и много ЖКХ

Основные модели, представленные специалистами проекта на семинаре, - это "одно окно", получение субсидий на оплату услуг ЖКХ и организация школьного питания. Модель "одного окна" предполагает изменение системы социальных выплат, которые до сих пор дифференцированы по разным категориям граждан (малоимущие, ветераны, многодетные семьи и т.д.), а выплаты пособий производятся разными службами, имеющими свои денежные потоки и систему отчетности. "Окно" позволяет свести поток выплат в единое русло и существенно упростить процесс получения гражданами социальных пособий. Правда, для этого придется перестраивать всю систему социальной защиты муниципальных образований, через которые и должны пойти все средства.

Субсидии на оплату ЖКХ - одна из самых насущных проблем последнего времени: денежный поток компенсаций за электричество и прочие коммунальные услуги, который раньше направлялся государством прямо к поставщикам этих услуг, теперь развернут в сторону граждан-квартиросъемщиков, которые вправе сами дальше определять, кому и за какие услуги они отдадут эти деньги. Однако хорошая, в принципе, идея работает в стране пока слабо: народ крайне вяло идет получать субсидии, считая это унизительным. Кроме того, пока в стране нет рынка услуг ЖКХ - поскольку арендатор квартиры не является субъектом рыночных отношений. Но это, как говорится, совсем другая история... Схемы, разработанные ИЭГ, позволяют конвейерным образом определять, кому и какие субсидии полагаются и как их рассчитывать.

Школьные завтраки и скрытые доходы

Тему школьного питания на семинаре представлял американский специалист Бертон Ричман. Правда, он рассказывал не об американском опыте, а об эксперименте в школах российского города Арзамаса. Смысл реорганизации питания в школьных столовых - переход на платную основу и дифференциация оплаты разными семьями по уровню доходов: кто-то платит восемь рублей за обед, а кто-то - ничего. Несмотря на видимую сложность отделения бедных от богатых и массу побочных явлений вследствие социального расслоения в школе, экономический эффект, по словам Ричмана, очевиден: с введением такой системы затраты на питание в школах Арзамаса сократились на треть. Хотя, по мнению представителей приморских районов, для них эта схема неактуальна по причине отсутствия в деревне богатых.

Кого кормить бесплатно, а кого за деньги, можно решить, только определив реальный доход семьи. Это само по себе - отдельная непростая задача, над которой теперь предстоит биться не только налоговым инспекторам, но и социальным работникам. Московские специалисты рассказали и об этом: какие справки и как нужно собирать, как рассчитывать доходы граждан, которые привыкли скрывать свой истинный уровень благосостояния не только от государства, но и от своих близких... Социальным работникам придется теперь не только вести базы данных по своим клиентам, но и контролировать правомерность их претензий на те или иные пособия - например, отслеживать, действительно ли безработный гражданин не может найти работу или только прикидывается, дабы регулярно получать пособие.

Следующий семинар намечен на август и будет посвящен уже практике - как и что реорганизовывать, как считать и сколько людей и денег для этого потребуется. Специалисты "социалки", которым участие в проекте только прибавит работы, тем не менее оценивают его благожелательно. Это уже хорошо, потому что когда предстоящую реформу ее исполнители ненавидят, толку не будет...

Кирилл Кротов

Поделиться:

Наверх