65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 5 м/c
15 июня
Вторник

Общество

Допинг в виде порто-франко

В условиях постоянного роста энергетических и транспортных тарифов, морального и физического старения производственных мощностей Дальний Восток и Приморье рискуют остаться чужими на празднике российского капитализма и постепенно деградировать до уровня колониально-сырьевого придатка империи. Попытка придать импульс развитию региона в виде СЭЗ "Находка" провалилась. Но шанс не откатиться в позапрошлый век есть. Именно в 19 веке Владивосток и весь Приамурский край поднялись на простой и эффективной схеме беспошлинной торговли, т.н. порто-франко...

Допинг в виде порто-франко

Не исключено, что в ближайшее время приморской столице будет придан статус, однажды уже сделавший ее сердцем российского Дальнего Востока

Информационное агентство ИМА-пресс, ссылаясь на свои источники в администрации президента, сообщило, что кандидатура Юрия Копылова будет поддержана Кремлем на предстоящих 18 июня выборах главы администрации Владивостока. Соответствующая договоренность была достигнута на прошлой неделе в ходе встречи губернатора Наздратенко и и.о. главы администрации Копылова с руководством администрации Путина.

О том, что Кремль серьезно намерен поддержать кандидатуру Копылова, свидетельствует и тот факт, что в ближайшее время ожидается прибытие в столицу Приморья группы специалистов Центра стратегических разработок, возглавляемого Германом Грефом. По имеющимся данным, сотрудники Грефа, помимо всего прочего, рассмотрят на месте возможности придания Владивостоку статуса "порто-франко", за что давно ратует Копылов. Статус "порто-франко" предусматривает беспошлинный ввоз импортных товаров, и если решение об этом будет принято, то оно станет без всяких оговорок историческим и обусловит второе рождение города.

Впервые режим порто-франко был введен в регионе в 1862 году, когда население края было мизерным, а цинское правительство Китая постоянно поднимало вопрос о пересмотре границ с Россией. Присоединенные земли было очень легко потерять - Транссиб закончили строить только в 1916 году, связь с центральной Россией была очень слабая, регион задыхался без трудовых ресурсов и капиталов. Поэтому, чтобы оживить развитие края царское правительство сделало ставку на активное привлечение иностранного капитала - именно в форме создания зоны беспошлинной торговли на границе.

Кроме того, для китайских товаров был установлен режим беспошлинной торговли на расстоянии 50 верст по всей русско-китайской границе по обе стороны. В зоне действия "порто-франко" и 50-верстной полосы находились наиболее заселенные регионы Забайкалья и Дальнего Востока с городами Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. В этот период наиболее сложной проблемой являлось снабжение жителей дальневосточного региона продуктами питания. Сельскохозяйственные продукты, ввозимые из Северо-Восточного Китая, обходились несравненно дешевле, чем отечественные, прибывшие морским путем из южных и центральных губерний России. В этих обстоятельствах Маньчжурия стала одним из основных источников снабжения продовольствием населения русского Дальнего Востока. В 1908 г. сюда было ввезено примерно 7 млн пудов зерна, в 1909 г. - 14,5, в 1910 г. - 29,1 млн пудов.

Из других стран ввозили овощи, фрукты, рис, каменный уголь. Различные промышленные товары везли из Японии, металлоизделия - из Англии, сельхозмашины - из США, мясо - из Австралии, соль и стекло - из Германии. В результате действия "порто-франко" и 50-верстной зоны за несколько лет рынок региона был полностью насыщен товарами первой необходимости и орудиями труда. В то же время иностранные товары, более дешевые, чем местная продукция, составляли серьезную конкуренцию местной обрабатывающей промышленности. Кроме того, китайские купцы широко использовали льготный режим торговли для контрабанды. В конце ХIХ века с территории Дальнего Востока ежегодно вывозилось свыше 100 пудов золота, пушнины на 1,5-2 млн рублей. С территории Маньчжурии завозился опиум - только в 1895 г. в Приморье было завезено свыше 4 тысяч пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Власти пытались пресечь контрабанду, но из-за большой протяженности границы надежно защитить ее было очень трудно.

Российское правительство долго колебалось, подсчитывая плюсы и минусы свободного экономического режима для Дальнего Востока, и в 1913 г. были полностью отменены и порто-франко, и 50-верстная зона торговли. Это решение сразу же опрокинуло уровень жизни в регионе. Началась сильная инфляция. Не произошло и ожидаемого роста промышленности, даже наоборот. Предпринимателям (и русским, и иностранным) оказалось выгоднее доставлять свои товары на территорию Дальнего Востока и Забайкалья не через российские порты, где нужно было платить пошлину, а через порты Северной Маньчжурии, в которых действовал режим порто-франко.

Сегодня ситуация не такая критическая, но имеет все тенденции таковою стать. Вероятно, режим порто-франко не панацея. Но он может надолго избавить государство от головной боли по поводу того, что же ему делать с бесконечными проблемами этого Дальнего Востока.

Отдел городской хроники "Н"

Поделиться:

Наверх