72,86 ↓ 100 JPY
11,27 ↓ 10 CNY
76,82 ↓ USD
65,54 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 2 м/c
EN
28 сентября
Понедельник

Общество

Севморпуть Транссибу не товарищ

Британские ученые сделали заявление, которое в будущем может серьезно повлиять на экономику нашего региона: северный морской путь через Арктику полностью судоходен и проходим в летний период для коммерческих судов без ледокольного сопровождения.

Севморпуть Транссибу не товарищ

К такому выводу пришла научная экспедиция, совершившая переход из Берингова пролива до Норвегии по Севморпути на российском фрахтовом сухогрузе "Кандалакша". По словам профессора Питера Уодхэмса, причиной массового отступления льдов к полюсу стало глобальное потепление на Земле и усиливающийся "парниковый эффект".

Экспедиция, следовавшая из Чукотского моря к скандинавскому порту Киркенес, преодолела перешеек между Таймыром и Северной землей и без ледоколов прошла пролив Вилькицкого у мыса Челюскин. Ни одному неоснащенному судну прежде в этот период года - ранней весной - не удавалось избежать сплошных ледовых полей: этот участок Севморпути промерзал на десятки метров. Весь путь занял 13 суток, но британцы объясняют, что если бы не научные изыскания, то они уложились бы и в 10. Как отметил Питер Уодхэмс, в ближайшей перспективе Севморпуть обретет статус полной коммерческой линии, использование которой сулит огромные экономические выгоды.

Если сейчас путь из Европы в Японию традиционными маршрутами - Суэцкий или Панамский каналы, обход вокруг мыса Доброй Надежды - составляет 35, 46 и 40 дней соответственно, то через Арктику - в два раза быстрее. Чем это может обернуться для Дальнего Востока и Приморья? А тем, что железнодорожные грузоперевозки между Европой и Азией, осуществляемые по Транссибу, в перспективе должны сойти на нет: грузы станут доставлять морем через Арктику - быстрее и выгодней. Транссибу угрожает скорая смерть?

Александр Латкин, директор международного института конъюнктуры и прогнозирования:

- Во-первых, хочу сказать, что никакой сенсации в происшедшем нет. По данным науки, за последние 40 лет ледовый пояс Арктики "потоньшал" ровно в два раза. Поэтому еще ТРИ года назад международный симпозиум в Анкоридже (США) активно обсуждал вопрос использования СМП именно для грузоперевозок из Европы и Азии в США и Канаду. Уже тогда ученые прогнозировали КРУГЛОГОДИЧНОЕ использование северной трассы в ближайшее десятилетие. СМП в полтора раза дешевле южного пути. Но он не конурент Транссибу, имеющему важное значение для экономики Приморья. Впрочем, и СМП тоже важен для нас.

Сегодня основной конкурент нашей железной дороги - "китайский шелковый путь"- новая, высокоскоростная железная дорога (на строящихся участках - до 150 км в час!) порт Цинандао - Казахстан - Волгоград - Латвия. Он будет короче Транссиба на 1,5-2 тысячи километров. В его скорость и комфорт вложены сотни миллионов долларов Китая и Латвии. Несомненно, Транссиб очень скоро потеряет свою актуальность. Утешает одно. Внутренние перевозки России неизбежно возрастут. Кризис в экономике преодолим. Севера скоро вновь станут востребованы. К тому же Азия развивается очень динамично. Ее грузоперевозки в Европу растут. Так что работа Транссибу найдется...

Филипп Полунин, начальник ледокольного флота ДВМП:

- На основе собственного опыта могу предположить, что речь идет не о прибрежном переходе, а о высокоширотном маршруте с тщательной подготовкой и разведкой. Нет, без ледокольной поддержки плавание в Арктике невозможно...

Отдел городской хроники "Н"

Поделиться:

Наверх