65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+29° ветер 2 м/c
13 июня
Воскресенье

Экономика

Непутевые заметки

Совсем недавно российскому правительству была представлена на рассмотрение инвестиционная программа развития ОАО "Российские железные дороги". Руководимая Владимиром Якуниным компания запросила на эти цели 5 триллионов рублей. Получается, что без господдержки мы рискуем остаться без железнодорожного транспорта. И это притом, что ведомство г-на Якунина и так далеко не нищее. Возможно, аппетиты ОАО "РЖД" были бы скромнее, знай президент компании, что его подчиненные освоили и некоторые непрофильные, но очень доходные виды бизнеса. Например, не совсем честное освоение предприятий и организаций, именуемое ныне рейдерством. Об этом свидетельствуют ставшие достоянием гласности документы

Борис Савинков, специально для "Н"

Вкратце история такова. В 1991 году во Владивостоке был основан коммерческий Востокбизнесбанк. Общество с ограниченной ответственностью, в форме которого был создан банк, учредили группа физических лиц и подразделения Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) - Владивостокское отделение ДВЖД и станция Владивосток. На этот счет в полном соответствии с законодательством был заключен учредительный договор, в котором зафиксирован вклад каждого из участников предприятия, его форма, доля в доходах от деятельности и другие договоренности по учреждению банка. На основании этого договора был принят устав кредитно-финансового учреждения. Нужно ли говорить, что все эти документы прошли строгий контроль на предмет соответствия законодательству и нормативным требованиям Центрального банка России? Вряд ли. Банк состоялся, и добрый десяток лет исправно обслуживал клиентов, в основном железнодорожников, частенько "забывавших" платить проценты по кредитам. Отчего состояние банка было далеко не блестящим, но вполне жизнеспособным.

Так и продолжалось все до конца 2000 года, когда случилась реорганизация Министерства путей сообщения в ОАО "Российские железные дороги" и чехарда с руководством ведомства. Напомним, что глава МПС Николай Аксененко был отправлен в отставку, а сменил его Геннадий Фадеев, при котором, собственно, и началась реорганизация МПС в ОАО "РЖД". Затем на руководство российскими железными дорогами был назначен Владимир Якунин, возглавляющий компанию и поныне. В рамках реорганизации МПС в ОАО "РЖД" в декабре 2000 года столичный Транскредитбанк заключил с владивостокскими коллегами два договора купли-продажи. Предметом сделки стали две доли в ООО "Востокбизнесбанк", оцененные сторонами в 21 миллион рублей - 14 миллионов по первому договору и 7 миллионов по второму. Оплата приобретения должна была состояться в течение недели путем перечисления денег со счетов покупателя на счета продавца. Но не состоялась. Вместо этого появилось дополнительное соглашение, суть которого: денег не будет, а будут векселя. А это написанные на бумаге - пусть и на почти гербовой - обещания заплатить. Но не деньги.

Руководство Востокбизнесбанка возмутилось: во-первых, оплата доли в Востокбизнесбанке векселями была запрещена и уставом, и решением наблюдательного совета банка за подписью его председателя - тогдашнего начальника ДВЖД Валерия Тарабарова. Во-вторых, предполагаемую сделку во многих своих аспектах трудно было обосновать действующим гражданским законодательством, но попадает ли она под действие Уголовного кодекса - это еще вопрос! Однако сомнения председателя правления Востокбизнесбанка почему-то не нашли понимания у руководителя Главного управления Центробанка по Приморскому краю Виктора Рудько-Силиванова. Напротив, он в жесткой форме дал понять, что руководителю банка не стоит вмешиваться в происходящее, поскольку это касается интересов очень высокопоставленных лиц. А ведь известно, что с сильными мира сего если не смириться, то можно нажить крупные неприятности.

Не смирились: подали судебный иск. Затем последовали обращения в прокуратуру Приморского края, в Генеральную прокуратуру и Центральный банк России. Требования были просты и понятны: провести проверку законности сделок и состояния Востокбизнесбанка. Однако дело заканчивалось либо откровенными отписками чиновников, либо все эти запросы возвращались "для рассмотрения" обратно. И их "рассмотрели": по надуманному, на наш взгляд, предлогу на жалобщика - председателя правления Востокбизнесбанка - завели уголовное дело. Потом его уволили с работы, а на руководство банком отрядили "своего", абсолютно послушного человека. С его помощью сомнительную сделку довели-таки до конца. Итоги ее таковы: деньги - 18 миллионов 816 тысяч рублей по векселям ОАО "Транскредитбанк" - получили некие физические лица в Хабаровске. Банк остался без копейки, как и государство, не получившее соответствующих налогов. Из федеральной собственности в собственность частного Транскредитбанка без всяких аукционов, приватизационных программ и опять-таки немалых налогов перешел неплохой кусок недвижимости в историческом центре Владивостока. Возможно, что и совсем задаром, поскольку никто не доказал, что упомянутые хабаровские предъявители векселей Транскредитбанка не имеют к нему никакого отношения.

Казалось бы, неплохие дивиденды с одной, пусть и весьма сомнительной, сделки. Но это на первый взгляд. Если разобраться, станет очевидно, что подобного рода "бизнес" весьма рискован, особенно для банков, чья репутация в прямом смысле дорого стоит. Но Транскредитбанк, где с прописными истинами банковского дела наверняка знакомы, рискует. Интересно почему? Потому что уверены, что смогут погасить любой скандал? Или потому, что очень нужен средней руки региональный отраслевой банк? Но зачем?

Стандартный набор объяснений про "расширение бизнеса, увеличение клиентской базы и рост финансовых показателей" неубедителен, если рассматривать их с точки зрения здравого смысла. Однако эти же аргументы отражают истинную картину относительно некоторых людей, чье служебное положение успешно конвертируется в расширение их личного бизнеса и рост их личных финансовых показателей. И, поверьте, нам было бы интересно узнать их имена, как, наверное, и Генеральной прокуратуре, и Федеральной налоговой службе, и другим компетентным органам. Более того, мы готовы предоставить все имеющиеся по изложенным фактам документы. А скромный Востокбизнесбанк действительно оказался нужен этим неизвестным. Чтобы стать одним из звеньев гигантской машины по манипуляции денежными средствами и уплатой налогов. Если учесть масштабы и "мощность" этого механизма, то очень похоже, что его создатели и участники всерьез замахнулись на "лавры" Ходорковского.

Как удалось выяснить, построенная на особенностях российского законодательства и функционирования отечественной финансовой системы схема ухода от налогов достаточно проста. И предназначена для работы железных дорог (ЖД), операции по счетам которых приостановлены налоговой инспекцией. Ниже приведены сама схема движения средств и описание принципа ее функционирования. Добавим, что запущена эта схема была в 2001 году и работает до сих пор.

На подготовительном этапе банку-контрагенту (БК) в банке (Б), где находится основной доходный счет (ОДС) МПС железной дороги (ЖД), открывается корреспондентский счет ЛОРО. С этим счетом устанавливается электронный документооборот по системе "Банк-Клиент". Затем в том же банке-контрагенте (БК) открывается расчетный счет железной дороги (ЖД). Важно, что в составе пакета документов на открытие данного счета сразу же оформляется заявление ЖД на его закрытие с открытой датой. И с этим счетом устанавливается электронный документооборот по системе "Банк-Клиент".

Собственно технология работы этой схемы следующая.

  1. ЖД получает выписку с ОДС в Б - до 9.00 московского времени.
  2. На сумму выписки, за минусом лимита авансового финансирования МПС, ЖД, оформляет платежные поручения:
    • с ОДС МПС в Б - на расчетный счет ЖД в БК в период с 9.00 до 13.00 московского времени (стрелка 1);
    • с расчетного счета в БК - на расчетный счет какого-либо железнодорожного предприятия (далее - ЖДП) в Б (стрелка 2) - передается в БК по системе "Банк-Клиент" в период с 11.00 до 13.00 московского времени.
  3. Б зачисляет средства на корсчет БК в Б (стрелка 4) и передает в БК по системе "Банк-Клиент" выписку с корсчета с платежным поручением ЖД (стрелка 3) в период с 13.00 до 15.00 московского времени.
  4. БК направляет по системе "Банк-Клиент" свое платежное поручение на перечисление средств на счет ЖДП с корсчета в Б (стрелка 5) - до 16.00 московского времени.
  5. Б на основании платежного поручения БК переводит средства на счет ЖДП (стрелка б).
  6. ЖД дает указание ЖДП о требуемых платежах (стрелка 7).
  7. ЖДП оформляет соответствующие платежные документы (стрелка 8).
  8. Деньги перечисляются на цели ЖД (стрелка 9).

А на заключительном этапе избавляются от налоговых претензий. При поступлении в банк-контрагент инкассовых поручений налоговой инспекции или прочих блокирующих счет документов вступает в действие ранее выписанное заявление на закрытие счета, и документы налоговой инспекции возвращаются без исполнения.

Чтобы оценить примерный масштаб таких операций, стоит учесть, что "дружественные поглощения" похожих на Востокбизнесбанк финансово-кредитных учреждений состоялись еще как минимум в 27 регионах России. И с высокой долей уверенности можно предположить, что все эти региональные банки также являются, как минимум, невольными участниками этой схемы ограбления государства. А ущерб от подобных действий, возможно, исчисляется миллиардами рублей.

Возможно, президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин и не в курсе того, что происходит в подконтрольном его компании Транскредитбанке. Но это странно, учитывая, что президент ОАО "РЖД" возглавляет его совет директоров. И куда более странно, что еще в 2005 году в адрес г-на Якунина было получено письмо за входящим №17215 от 12 июля, в котором описаны и сомнительные действия Транскредитбанка, и ситуация, к которой они привели. Ответа от президента ОАО "РЖД" не последовало. Может, и потому, что стараниями своих подчиненных Владимир Якунин действительно ничего не знает о безобразиях, что творят, прикрываясь его именем, нечистые на руку дельцы. И ставят тем самым своего руководителя в очень пикантное положение. Случайно или нет, но в последнее время эксперты от политики все чаще поминают имя Владимира Якунина в ряду возможных преемников Владимира Путина. Это означает, как минимум, высочайший уровень доверия, которое глава государства оказывает руководителю одной из крупнейших госкомпаний, а также высокую оценку профессиональных качеств г-на Якунина. И очень бы не хотелось, чтобы человек, так много делающий для страны, стал жертвой недобросовестности или злого умысла своих подчиненных.

Поделиться:

Наверх