67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 4 м/c
16 мая
Воскресенье

Экономика

Рыбный передел

Депутат и бизнесмен Руслан Кондратов приступил к "захвату" рынка перевозок рыбопродукции из портов Приморья

В рыбном бизнесе Приморского края назревает очередной громкий скандал. Наметившееся еще в сентябре противостояние железнодорожных перевозчиков и ООО "Дальрыбпорт" перерастает в настоящую войну за перевозки рыбопродукции.

Подоплека скандала уходит корнями в 2005 г. Тогда известный бизнесмен, а ныне депутат ЗС ПК Руслан Кондратов решил вплотную заняться портовым бизнесом, связанным с перевалкой рыбы. Поэтому 1 июля 2005 г. была создана компания ООО "Дальрыбпорт", которая объединила под своим началом три незамерзающих специализированных рыбных порта с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль: холодильники №1 и 2 ОАО "ВМРП", с/п "ДМП-Порт" ОАО "ХК "Дальморепродукт", ОАО "Далькомхолод" и СВХ ОАО "Дальзавод".

Монопольный старт

Слияние трех крупных холодильников в единую структуру в деловой жизни Приморья прошло как-то незаметно. Однако с самого начала отдельные эксперты высказывали предположение, что на рынке перевалки рыбных грузов появился новый монополист. При этом представители новой компании даже не скрывали, что теперь они будут "хозяевами" на этом рынке. К примеру, выступая перед студентами Дальрыбвтуза и рассказывая им о новом предприятии, представитель "Дальрыбпорта" Георгий Мартынов (бывший работник краевой администрации) заявил, что их компания - "это 90% всех морозильных портовых площадей, поэтому ее ожидает резкий старт".

Проводить этот резкий старт доверили генеральному директору "Дальрыбпорта" Людмиле Талабаевой. И она с возложенной задачей вполне справилась. Ее первые шаги были направлены на то, чтобы подвинуть с рынка более 20 транспортных компаний, которые уже больше 10 лет занимались транспортировкой рыбы в разные регионы страны.

Как рассказывает "Н" президент Ассоциации независимых железнодорожных перевозчиков Игорь Колганов, с самого начала деятельности своей компании руководство "Дальрыбпорта" придерживалось не здоровой конкурентной борьбы, а пользовалось своим положением монополиста. "По существу, новая компания - это "грузчик", который разгружает суда. Транспортировка рыбы к сфере интересов новой компании не относилась. Нас нанимают рыбодобывающие либо торговые компании, которым необходимо доставить грузы по стране. Однако вскоре руководство новой компании нам стало чинить препятствия по подаче подвижного состава на свою территорию".

Попытки уладить конфликт с "Дальрыбпортом" первыми предприняли руководители транспортных компаний. 1 сентября 2006 г. между компанией ООО "Восток Экспресс", которая представляла интересы ассоциации, и ООО "Дальрыбпорт", был заключен договор о сотрудничестве. Но "мировая" так и осталась на бумаге. Вот выдержки из открытого письма ассоциации, направленного в адрес гендиректора "Дальрыбпорта" Людмилы Талабаевой:

"На сегодняшний день по непонятным и необъяснимым с вашей стороны причинам, в противоречие вышеуказанному договору, заявки на постановку и погрузку рефсекций, вагонов-термосов не принимаются. Организуя ООО "Дальрыбпорт", в сферу интересов которого вошли хладокомбинаты "Далькомхолод", ВМРП, ДМП, вами было обещано наведение порядка и улучшение качества услуг при перегрузе рыбопродукции в вагоны. Но с выходом на рынок ООО "Дальрыбпорт" постоянно меняются правила при обслуживании вами транспортных компаний.

Мы хотим спросить, входит ли в понимание "порядка" повышение тарифов в два раза при перегрузе рыбопродукции с судов? Входит ли в понимание "порядка" запрет вашей структуры на отгрузку рыбопродукции в рефсекции компаниям, которые не имеют с вами "добрых отношений"?

Нам хотелось узнать, чем вам не понравились 16 компаний ассоциации, такие как "Дальморснаб", "Вимор", "Техпром", "Нимва", "Релиф", "Норма-ДВ", "Северо-Западный морцентр ТЭК", "Тоэк Приморье", которые существуют на рынке гораздо больше времени, чем "Дальрыбпорт"?

Однако даже на это обращение Людмила Талабаева отвечать не сочла нужным. Впрочем, не пришла она и на открытое собрание, куда ее приглашали представители транспортных компаний. А зря. Некоторые мнения транспортников были бы ей интересны.

"Впервые в рыбной отрасли Приморья сложился прецедент, когда компания, имея свой подвижной железнодорожный состав, не имеет возможности вывезти свою рыбопродукцию. Налицо нарушение антимонопольного законодательства", - считает гендиректор фирмы "ВТЭК" Александр Колесников.

Ожидание ужасного лета

Рыбные оптовики также считают, что их права нарушаются. "Дело в том, что мы имеем договоры с транспортными компаниями. Они возят для нас рыбу уже долгие годы, но с созданием "Дальрыбпорта" хорошо отлаженный бизнес нарушился. С 1 сентября по 30 ноября 2006 года тарифы на хранение рыбопродукции были значительно повышены. Если в тот период еще были основания для этого, так как склады были забиты красной рыбой и на рынке был ажиотаж, то как понимать, что действие тарифов было продлено до 31 января 2007 года? Ведь площади практически пусты. Мы с ужасом ждем лета. Если политика не изменится, и мы не сможем оперативно вывозить рыбу с холодильников "нашими" транспортными компаниями, то будем вынуждены класть ее на хранение. А это большие убытки. Следовательно, не исключено, что летом стоимость рыбопродукции для конечного потребителя может увеличиться еще на 10%", - высказал мнение один из рыбных оптовиков.

Его опасения более чем обоснованы. "Дальрыбпорт" уже создал собственную транспортную компанию. "Хотя сегодня она еще не поднимает цены, а наоборот, снижает. Но это скорее демпинг, направленный на разорение конкурентов. Как только транспортные компании умрут, цены поднимутся в несколько раз", - считают в компании "Дальморснаб".

- В этой ситуации транспортные компании понимают, что выиграть битву с монополистом рыночными методами нельзя. Слишком велик финансовый ресурс империи, куда входит ООО "Дальрыбпорт". Вся наша надежда на новый закон "О конкуренции". Мы уже готовим обращение в Приморское отделение Федеральной антимонопольной службы РФ, чтобы они рассмотрели данный конфликт, - рассказывает Игорь Колганов.

Есть еще выход из ситуации. Транспортные компании считают, что встреча с собственником бизнеса Русланом Кондратовым поможет им разрешить конфликт. Ведь на кону не просто конкуренция между компаниями, а сотни рабочих мест. Да и не стоит сбрасывать со счетов и то, что цены на рыбопродукцию и так постоянно растут. И все меньше граждан могут позволить себе дорогое удовольствие не только на востоке, но и на западе страны. "Уверены, что затягивание конфликта приведет к сокращению рабочих мест и оттоку квалифицированных кадров из региона", - говорят транспортники.

Государственная политика по-кондратовски

Стоит отметить, что в нынешнем конфликте между Русланом Кондратовым и независимыми перевозчиками нет ничего необычного. Это абсолютно типичное явление для всех бизнес-проектов, в которых так или иначе участвует этот молодой депутат и бизнесмен. Достаточно вспомнить историю "Дальневосточной базы флота", компании ПСМО-25, ОАО "Дальморепродукт", ОАО "Дальзавод", к "оздоровлению" которых приложил руку Руслан Кондратов со товарищи.

Сегодня депутат так или иначе контролирует большую часть рефрижераторных мощностей приморских портов. Однако этого ему, по всей видимости, недостаточно. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Сегодня он приступил к независимым перевозчикам рыбопродукции, одновременно рассуждая о "... развитии транспортной инфраструктуры, портового хозяйства, рыбодобывающей отрасли", которые, по его мнению, "надо рассматривать через призму государственной политики в отношении Дальнего Востока". Надо полагать, что призма государственной политики в понимании Руслана Викторовича заключается в монополизации этой транспортной инфраструктуры. Иначе как объяснить тот факт, что служба безопасности Руслана Кондратова не пустила на заседание круглого стола, посвященного этой проблеме, представителей Ассоциации независимых железнодорожных перевозчиков. Более того, когда журналисты телепрограммы "Сталкер" попытались взять у депутата и бизнесмена комментарий относительно того, как именно Руслан Кондратов планирует обеспечить работу рыбных портов Дальнего Востока и железной дороги в одной связке, он фактически... сбежал от корреспондентов.

Тем не менее нет нужды добиваться комментариев от депутата по тому или иному поводу. Достаточно набрать в любой поисковой системе в Интернете его имя, и любой желающий сможет получить всю информацию обо всех обстоятельствах становления бизнесмена и депутата Руслана Викторовича Кондратова.

В этой ситуации интересно другое. Многие начинания сына бывшего начальника УФСБ по Приморскому краю, представителя администрации Приморского края в Совете Федерации РФ Виктора Кондратова - Руслана Кондратова - связаны с недовольством работников этих предприятий, которые проводили и голодовки, и митинги, обрастали пачками уголовных дел, заявлениями в прокуратуру и суды и так далее. Однако до сих пор Руслан Кондратов продолжает радовать общественность очередными своими мыслями и действиями, направленными на "переход от "дикого" рынка к цивилизованным отношениям в экономике".

Может быть, в свете недавнего визита в Приморье Генерального прокурора России Юрия Чайки будут приняты какие-то меры по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации деятельности депутата и бизнесмена Руслана Кондратова? Будем надеяться, в этом ведомстве обратят внимание на беспредел, творящийся в рыбной отрасли края.

"Дальневосточный коммерческий холодильник" (ОАО "Далькомхолод"). Местонахождение: 690035, г. Владивосток, 44-й причал. Общая площадь: 3,929 га. Холодильник расположен на причале №44. Длина причала - 213 м, глубина - 8,25 м, портальные краны - 4 шт (грузоподъемностью по 5 т). Холодильники №1 и 2 ОАО "ВМРП". Местонахождение: 690012, г. Владивосток, ул. Березовая, д. 25. Холодильник №2 расположен на причале №48. Длина причала - 240 м, глубина - 10,65 м, портальные краны - 5 шт. Год постройки - 1968-й. "ДМП-Порт" ОАО "ХК "Дальморепродукт" на мысе Абросимова. Местонахождение: 690063, г. Владивосток, тупик Босфора, 3. Общая площадь порта: 39,2 га. Причальное сооружение: "ДМП-Порт" ОАО "ХК "Дальморепродукт" на мысе Абросимова.

Сергей Зимин

Поделиться:

Наверх