67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 5 м/c
11 мая
Вторник

Экономика

Рискованная конференция

Специалисты по венчурному инвестированию два дня искали "точки роста"

Во вторник-среду в администрации Приморского края в рамках проекта развития инновационной инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе прошел цикл мероприятий на тему "Создание и развитие механизмов венчурного инвестирования в ДФО".

На конференции руководители ведущих промышленных предприятий и научных учреждений дальневосточных регионов, члены инфраструктурных организаций, владельцы и топ-менеджеры инновационных предприятий обсуждали вопросы и проблемы, связанные с реализацией инновационного потенциала страны и региона, развитием деловой инвестиционной инфраструктуры, а также инвестиционные перспективы и пути развития отечественной индустрии венчурного капитала.

Что за зверь такой?

Венчурный, или рискованный, капитал - малопонятный для подавляющего большинства россиян феномен. Его путают с банковским кредитованием или благотворительностью. Информации о характере и деятельности венчурных фондов практически нет. Но, несмотря на это, отечественному венчурному бизнесу уже более трех лет.

По своему определению венчурные (рискованные) инвестиции направляются на финансирование разработок и внедрение их в производство, вывод на рынок новых изделий и технологий, организацию новых или уже существующих предприятий, укрепление их маркетингового, производственного, сбытового и управленческого секторов.

Венчурный инвестор вкладывает определенную сумму в производство в обмен на долю в уставном капитале. При этом он, как правило, не претендует на контрольный пакет акций (чем коренным образом отличается от стратегического инвестора или партнера), рассчитывая, что его финансовые вливания будут использованы бизнесом в качестве финансового рычага для ускоренного роста и развития предприятия.

По мнению Михаила Терского, директора Тихоокеанского центра стратегических разработок, инновации - это способ превращения знаний в деньги:

- Есть два вида прибыли - бухгалтерская и экономическая. О бухгалтерской знают все предприниматели, а вот экономическую получают только некоторые. О чем идет речь? Экономическая прибыль - это специфическая категория. Только инновации позволяют получать ее, потому что являются способом получения этой самой прибыли на основе монопольных эффектов. Когда мы разрабатываем краевые программы регионального развития, мы все время пытаемся определить, где у Приморского края есть зоны, сферы, в которых могут возникнуть монопольные эффекты, позволяющие получить экономическую прибыль?

Академик Валентин Сергиенко, председатель Дальневосточного отделения Российской академии наук:

- Монопольные эффекты - это очень важная экономическая составляющая. Патент, авторское право - это тот инструмент, с помощью которого государство создает и защищает монопольные эффекты. А возникают они только при увеличении наукоемкости производств. То есть устойчивый подъем экономики не возможен без использования передовых достижений науки и техники. Но показатель наукоемкости производства в Приморском крае, несмотря на его огромный потенциал, существенно ниже, чем в других регионах России.

Рыба - это наше всё

В Приморском крае, с точки зрения региональных программ, есть два сектора, где возможно создание монопольных эффектов посредством превращения некоего знания в инновации.

Это, конечно, рыбное хозяйство. Специфическая отрасль, находящаяся в жестко заданных границах развития. В сегодняшней рыбной отрасли с точки зрения "эффекта масштаба" развития нет. Есть квоты и несколько сотен малых и средних предприятий, которые квоты осваивают. Уровень капитализации этих компаний очень низок. И практических способов капитализировать отрасль у них нет. Перспектив роста и развития рыбного хозяйства в имеющихся рамках и направлениях деятельности сегодня не существует. Значит, необходимо искать другие, альтернативные, пути развития отрасли.

Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок:

- В рыбе содержится 17 аминокислот, но, когда ее начинают жарить, мариновать, коптить, продуктовая ценность падает. Самая ценная рыба - это живая рыба. А вот отходы, которые после нее остаются, могут быть предметом дальнейших инновационных разработок. Но у наших малых и средних предприятий, работающих в этой сфере, масштабы деятельности таковы, что отходов у них нет вовсе. Или их объемы так малы, что попросту не рентабельны для инновационной переработки. Именно этот "эффект масштаба" в отрасли, а не глупость бизнесменов является ограничителем.

Есть еще одно прорывное направление в рыбной отрасли - уход из внутренних вод в Мировой океан, где нет пока ограничений на масштаб деятельности и квот. Тогда появляются предпосылки для инновационной деятельности, инвестиции, потребность в новых современных судах и прочее, и прочее.

Михаил Терский: - Но для этого нужно совершить невероятное организационное усилие - уйти от внутреннего производства, выйти на мировой рынок. Такой проект в Приморском крае запущен, мы претендуем на 150 млн рублей из инвестфонда. Надеюсь, что к концу года мы этот грант получим и такую компанию создадим. Появится реальный шанс произвести существенные структурные изменения в рыбной отрасли края и тем самым сделать прорыв в сфере масштаба краевой экономики.

Наш Клондайк На западе Россия граничит с мелкими слаборазвитыми государствами типа Украины, Беларуси и т.п. Второй пояс - бывшие социалистические страны - тоже супердержавами не назовешь. А вот на востоке нам очень повезло. Мы единственная европейская страна, которая имеет границу с великими глобальными восточными экономиками - Японией, Кореей, Китаем. Плюс граничим с США.

Сфера приграничья может и должна стать поясом развития России - это особая зона экономического благополучия. Что в приграничье инновационного? Конечно, сервисные технологии и внешнеэкономическая деятельность. Вообще, приграничье - это та географическая рента, которую мы с вами получили бесплатно: это море и географическое пространство (в виде внешнеэкономической ренты), которые нужно обустраивать. Но сервисные технологии стоят дороже всего. Разработка банковских, например, технологий стоит миллионы долларов. А мы в этих направлениях (банковском, финансовом, транспортном секторе) невероятно отстали от развитых государств. И не только в Приморском крае, но и по стране в целом.

Михаил Терский: - Где у нас в Приморье прорывные точки? Конечно, в транспорте. В транспорте мы чудовищно отстали. Какой первый шаг тут можно было бы сделать? Я вижу представителя владивостокского порта. В связи с этим предложение: снести ваш порт к чертовой матери! Потому что он не конкурентоспособен и никогда конкурентоспособным не станет! Технологически порт был создан для потребностей начала двадцатого века. Ни один суперпономакс в этот порт не войдет. А если войдет, то все на этом и закончится. Пусан, например, свой порт выносит из города, почему мы не можем этого сделать? И Дальзавод по той же причине надо сносить! Превратить бухту Золотой Рог в рекреационную зону, где будут размещаться элитные бизнес-центры, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность.

По причине все той же вопиющей отсталости Россия не может запустить транспортный коридор Харбин – Восточный - Пусан. Хотя потенциал только одного этого коридора будет примерно в пять раз больше, чем все контейнерные перевозки России вместе взятые! Но мы технологически, информационно, с точки зрения управленческого потенциала, транспортной информатики так отстали от Китая (не говоря уже о Южной Корее и Японии), что наши издержки на плече Гродеково - Восточный и в самом этом порту гораздо больше, чем от Харбина до Гродеково.

Михаил Терский: - Сегодня Китай - это глобальная экономическая держава, мировой транспортный лидер, который контролирует 70% всех мировых контейнерных перевозок. А Россия сейчас вообще не может ни одного контейнера взять, потому что технологически, информационно, сопроводительно, к сожалению, очень сильно отстала - такая стремительная скорость изменений на рынках.

Выводы

  • Рыба - абсолютно инновационная отечественная отрасль, но для реализации ее конкурентных преимуществ нужен совершенно иной масштаб деятельности.
  • ВЭД - абсолютное конкурентное отечественное преимущество. И прежде всего преимущество в направлении Китая, возможность осваивать новые технологии. Потому что КНР в перспективе - хороший олигопольный рынок для России в целом.
  • Существует еще одна отрасль, где наша страна могла бы неплохо позиционироваться. Но и она требует серьезнейшей перестройки.

Мы все учились понемногу...

Валентин Сергиенко: - Внешнеэкономическая составляющая Приморского края не сможет развиваться, если не будет коренным образом изменена система подготовки кадров. Та система, которая есть в крае, была создана для потребностей советской экономики и никакого отношения к инновационной экономике будущего не имеет. Ее нужно реформировать.

Михаил Терский: - Что это за инновационный вуз такой, если стоимость обучения в нем такая же, как и в неинновационном? Ведь инновационный вуз несет гораздо большие расходы на подготовку кадров, особенно научной составляющей. Инновации очень дороги. Всю систему нужно менять - создавать национальный университет иного качественного типа, где стоимость обучения будет соответствующая. Тогда можно будет говорить о третьем конкурентном преимуществе и инновационной отрасли края и России в целом.

Венчурный (англ.) - рискованный. Венчур - предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками или другими наукоемкими работами, благодаря которым осуществляются рискованные проекты.
Через три недели в Суйфэньхэ соберутся мэры ста приграничных городов Китая для обсуждения любопытной задачи: создать к 2015 году по периметру всей границы сто городов общей численностью населения сто миллионов человек. Осознавая выгоду приграничья, мэры приграничных городов планируют за десять лет превратить свои "вотчины" в миллионники.

Инесса Буслаева

Поделиться:

Наверх