65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 4 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Реальная история сказочного Руслана

- Роль Руслана - одна из первых?

Живая кинолегенда - Валерий Кузенец нашел себя в музее восковых фигур

Помните ли вы белокурого кинокрасавца Руслана, покорившего сердце не только пушкинской Людмилы, но и изрядной доли советских зрительниц в фильме режиссера Александра Птушко "Руслан и Людмила"? Совершенно случайно я обнаружила, что тот самый Руслан, а вернее, актер Валерий Кузенец прибыл на этой неделе во Владивосток в качестве менеджера питерского музея восковых фигур.

Киносказке недавно исполнилось тридцать лет, ее герою - шестьдесят. Из них больше половины отданы кино (самые разноплановые роли в пятидесяти пяти фильмах, из них восемнадцать - главные). Последняя роль - в конце 90-х у режиссера Бена Барко в "Огненных барабанах" (главная роль капитана Кабрэта - изобретателя пушек), где он работал на одной площадке с Клаудиа Кардинале и молодым итальянским актером Масимо. Валерий Кузенец - член Союза кинематографистов России, а минувшей осенью получил звание почетного кинематографиста.

- А ведь не я должен был играть Руслана, - рассказывает Валерий. - Я тогда пробовался на роль Рагдая, а главная предназначалась Олегу Видову. Но, очевидно, что-то не сложилось во взаимоотношениях Видова и Птушко... В первый съемочный день меня загримировали под Руслана, дали текст и выпустили на съемочную площадку.

- Нет, когда меня пригласили сняться в этом фильме, я уже работал в замечательном Ермоловском театре вместе со своими однокурсниками по ВГИКу - Катей Васильевой и Сашей Калягиным. Это было прекрасное время, быть может, лучшее в моей жизни. К тому же, в моей биографии уже было шесть фильмов, но сказка... Этот жанр был безумно любопытен, хотя материала для актерской игры там все же маловато. И все-таки, если бы мне не пришлось там сыграть, я бы много потерял. По сравнению с художественным фильмом, где есть конкретные сцены с героями, действиями, в сказке я на съемочной площадке практически не встречался с другими актерами, общался с пустотой. Главную функцию выполняли комбинированные съемки, что для того времени - большая редкость. Птушко был единственным режиссером в стране, который владел почти всеми секретами комбинированной съемки. Но уровень техники требовал тогда много времени для съемок.

- Сколько же снимался фильм?

- Вместо запланированного года - два с половиной. Этот факт, в общем-то, стал роковым для меня... Год в театре ждали моего возвращения, но съемкам не было видно конца. А затем меня пригласили в штат студии Мосфильма, и я принял приглашение. И честно говоря, до сих пор жалею, что оставил театр. Хотя я мог совершенно свободно туда вернуться в любой момент, но... кино - такая зараза!

- Часто в отечественном кинематографе актер, сыгравший какую-нибудь яркую роль, всю свою актерскую жизнь испытывает давление типажа...

- Да, да... На мне, например, поставили штамп, знаете, такого благородного героя. Наверное, от этого постоянства мне стало скучно, и я начал изучать нашу отечественную историю. Это затянуло. Иногда кажется, что даже больше, чем актерство.

- Сегодня вы сменили актерское ремесло на музейное. Почему?

- В кино - безвременье. Одна бюджетная картина в год. Чтобы в сегодняшних условиях остаться на плаву, нужно быть минимум тщеславным, это не для меня. Три года назад знакомые художники предложили поработать в музее восковых фигур. Фигур, как правило, исторических. А чтобы вылепить из воска историческую личность, нужно знать ее историю, характер, какие-то детали. Вот я и копаюсь в архивах, библиотеках... Все это меня очень увлекло, и я даже составил аннотации на 56 фигур. Нашел материалы, где есть физическое описание таких людей, как Сократ, Платон, Аристотель, а это большая редкость. Мне безумно нравится эта работа. Я нашел себя и, представьте, порой кажется, что все еще только начинается!

Васса Потемкина

Поделиться:

Наверх