65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 0 м/c
14 июня
Понедельник

Экономика

"Тормозуха" для Приморья

Пока правительство и экологи судятся-рядятся, быть или не быть в Перевозной нефтетерминалу трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, в бухте началось строительство английского нефтеперегонного завода для АТР

Одной из горячих тем для края остается проект нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Необходимость его строительства не оспаривается, но экологи страны по-прежнему требуют удалить стройку подальше от Байкала, а в Приморье - из бухты Перевозная. Впрочем, известно, что до конца апреля должны быть закончены все согласования: строительство восточного нефтепровода начнется летом 2006 года. Об этом президент Путин заявил 6 января на совещании по вопросам социально-экономического развития Якутии. Правда, речь пока идет о строительстве первого, сибирского, этапа "трубы" - от Тайшета до Сковородино.

Что касается конца "трубы" - нефтеналивного терминала для танкеров-трехсоттысячников, который планировалось выстроить в Перевозной, генподрядчик проекта "Транснефть" пока не торопится с проработкой альтернативных вариантов. Чтобы сделать проект Перевозной более привлекательным, "Транснефть" даже предложила сократить экспорт сырой нефти по "трубе" на 50-60%, зато построить на ее конце нефтеперерабатывающий завод и поставлять на мировой рынок гораздо более прибыльную готовую продукцию. Проект НПЗ нашел поддержку у губернатора Приморского края, тем более что краевые власти и сами давно мечтают (по-моему, речь о НПЗ в Приморье Сергей Дарькин вел чуть ли не во время своей избирательной кампании 2001 года) о высокоприбыльном "свечном заводике".

Чем ближе дни начала строительства "трубы", тем громче шум о ее маршруте. И особенно - конечной точке. Дошло до того, что даже губернатор Сергей Дарькин дрогнул: чуть ли не пять лет говорил только о Перевозной, а намедни завернул проект уже в Находку. Впрочем, скорее всего терминал будет построен все-таки в бухте Перевозная. Маршрут нефтепровода специально проложен в технологическом коридоре Транссиба, чтобы нанести меньше ущерба дикой природе. Если менять маршрут, придется углубляться в нетронутую тайгу. К тому же возникнет вопрос с энергообеспечением стройки, подгонке к трассе "трубы" инженерных инфраструктур, которые в глуши сибирской и хасанской придется создавать заново.

Все приморские и дальневосточные бухты, которые предлагаются вместо Перевозной, не имеют нужных глубин для приема танкеров-трехсоттысячников. Но самая главная проблема: сопки там спускаются прямо к береговой полосе, и нет ровных площадок, которые нужны для размещения нефтехранилищ, инфраструктуры причала и... нефтеперерабатывающего завода. А вот как раз такими площадками плюс отличной железнодорожной веткой Перевозная и обладает.

И свечной заводик в придачу

В ходе прошедших в Госдуме парламентских слушаний о нефтепроводе глава Федерального агентства "Росэнерго" Сергей Оганесян сообщил о недавнем заседании в правительстве РФ с участием представителей нефтяных компаний. Те выразили свою крайнюю заинтересованность в строительстве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) именно в бухте Перевозная. По словам Оганесяна, потенциальными инвесторами рассматривается проект нового НПЗ, мощность которого может составить до 20 млн тонн в год (мощность планируемой "трубы" - 50 млн тонн), а глубина переработки нефти на НПЗ достигнет 90%.

По информации "Н", в начале 2006 года администрация Приморья не без ведома правительства и "Транснефти" уже закончила цикл успешных переговоров с иностранными инвесторами НПЗ, в том числе с южнокорейскими гигантами нефтепотребления - LG и SK corp. Дело не ограничилось подписанием "протокола о намерениях".

По информации "Н", южнокорейцы уже успели купить высокотехнологичный НПЗ для Перевозной. По традиции куплен он у англичан - законодателей мод в нефтяном бизнесе. Англичане тоже не сидят сложа руки: в январе-феврале 2006 года известное международное рекрутинговое агентство провело кастинг инженерно-технического персонала будущей "стройки века" - приморского НПЗ - на просторах Красноярского края и его нефтяных и нефтеперерабатывающих делян. Более 200 классных строителей, химиков, технологов, инженеров и менеджеров из Сибири (более трети из них, кстати, в прошлом - выпускники двух приморских университетов) сейчас пакует чемоданы или догуливает предстартовый отпуск на Багамах. Судя по их письмам родным и близким во Владивосток, Уссурийск и Реттиховку, стройка века англичанами в Перевозной начнется 15 мая.

По информации наших земляков - будущих инженеров НПЗ, в Перевозной уже через два года будут производиться десятки тысяч тонн самой востребованной продукции нефтеперегонки: смазочных масел, антифриза, тормозной жидкости, промышленных смазок и масел самых высоких потребительских свойств и известнейших мировых марок.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх