67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 2 м/c
17 мая
Понедельник

Экономика

Виза как средство от конкурентов

Московские туроператоры не без помощи федеральных силовых структур перекрывают приморцам путь в Поднебесную

Маловразумительная новость, озвученная агентством "ПримаМедиа", о запрете на безвизовку в Китай для приморцев стала еще одним чиновничьим пинком по единению дальневосточников с "большой землей".

Нас хотят отлучить от границы

Межведомственной комиссией Ростуризма по вопросам реализации соглашения между правительством РФ и правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках 28 октября 2005 года (по чисто "сине-зеленой" инициативе Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел страны) принято решение исключить из числа работающих по данному соглашению 15 крупнейших туристических компаний Приморья.

Вот их названия: "Приморсктурист", "Надежность", "Каравела", "Мария", "Ритм-10", "Хасанинтур", "Дальинтурист", "Интурист-Владивосток", "Уссурийское бюро путешествий и экскурсий", "Утес Тур Сервис", "Акфестурцентр", БМТ "Приморье", "Беркут", "Эллипс-тур", "Фрегат-Аэро".

Причиной отлучения от границы (решение вступит в силу уже через полмесяца - с 1 декабря 2005 года) стали не озвученные гербовой бумагой якобы "допущенные нарушения" в работе известных приморских турфирм. Компаниям, во-первых, запретили работать с безвизовыми турпоездками в Китайскую Народную Республику и из нее, во-вторых, команду "стоять!" дало всесильное ведомство героических Карацуп и Джульбарсов. Так что вполне можно предположить, что неизвестные миру нарушения носили тотальный и практически "шпиенский" характер.

Две стороны турмедали

Надо ли говорить, что безвизовые путешествия чрезвычайно удобны. Приморцам, например, они дают возможность регулярно ездить в Китай и существенно дешевле, чем на родине, покупать многое из потребительской корзины. Туризм к тому же привлекает в край огромные деньги: по информации российских турфирм, каждый китайский турист (в 2004 году из КНР выехали в турпоездки более 30 млн человек!) тратит в стране пребывания в среднем тысячу евро.

С другой стороны, режим без визы имеет массу вполне объяснимых недостатков. Главный из них - желтые нелегалы. Не секрет, что нелегальная иммиграция из Китая превратилась для России в настоящее бедствие. Многие "гости" попадают в нашу страну, пользуясь преимуществами режима безвизового въезда для туристических групп.

Если обычному приморцу съездить в Китай без визы довольно просто, то турфирме приходится повертеться: она обязана заранее представить пограничникам массу сведений - фамилии и имена туристов, данные их загранпаспортов, сроки поездки, пункты и даты въезда и выезда, собственные реквизиты и т. д. В списках групп должна содержаться не только информация о туристе, но и маршрут поездки, название гостиницы, координаты принимающей туристической организации. Наконец, организованные туристы совершают поездки только в составе групп. Мало того, сотрудник турфирмы лично приезжает на границу, чтобы встретить своих и проводить их к месту назначения.

При этом турфирма несет полную ответственность за то, что все приехавшие в РФ из Китая (или из РФ - в Китай) туристы вовремя покинут территорию принимающего государства. Если кто-то останется, все расходы по возвращению на родину "потерявшегося" члена группы ложатся на российскую турфирму. Однако главным недостатком безвизовки остается полная зависимость коммерсантов от административного произвола: разрешить или запретить фирме работать с Китаем - решают чиновники. А на их мнение могут повлиять самые разные обстоятельства, в том числе и личная материальная заинтересованность.

Впрочем, у самих чиновников несколько иная точка зрения как на туризм без визы, так и на местных туроператоров.

Мир без границ: для кого?

Итак, с 1 декабря 2005 года крупные приморские фирмы могут лишиться права заниматься безвизовым туризмом. Соответствующая информация о прекращении их лицензий уже направлена китайской стороне по дипломатическим каналам.

Об этом говорится в письме за подписью заместителя председателя Межведомственной комиссии Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Ивана Введенского, которое получила на днях администрация Приморского края.

Надо сказать, что откровенно надуманное (если не сказать больше) решение Межведомственной комиссии Ростуризма об исключении 15 крупнейших приморских компаний из соглашения о безвизовом обмене туристами с КНР имеет давнюю историю...

В 2003 году в столице нашей Родины была организационно оформлена Российская ассоциация безвизового туризма "Мир без границ". Ассоциация, в которую входят десять крупнейших российских (читай - московских) туроператоров, провозгласила своей главной задачей всемерное развитие отношений с КНР в части "обеспечения качественного обслуживания, безопасности туристов" и т. п. При этом основные направления деятельности ассоциации - "создание эффективной партнерской сети в КНР, позиционирование членов ассоциации на китайском туристическом рынке как высокопрофессиональных, лидирующих на данном направлении деятельности туркомпаний, способных качественно и безопасно принимать в России группы китайских туристов". А главное - методы, которыми "Мир без границ" расширяет количество своих членов в регионах, сильно смахивает на создание приграничного спрута-монополиста.

Недавно его послы побывали на Камчатке и Сахалине - некоторые тамошние туроператоры вступили в ассоциацию. Остальные начинают ужиматься, перепрофилируясь с дешевых, а значит, прибыльных китайских туров на более затратные - корейские и японские. А недавно при поддержке активно сотрудничающих с ассоциацией силовиков "Мир без границ" предложил влиться в ассоциацию приморскому туркрупняку. Очевидно, что 50-60 мелких туроператоров края после прихода москвичей загнутся сами.

Впрочем, следует оговориться: ассоциация уже работает в Приморье. Вспомните, как летом этого года два месяца кряду заезжие столичные инспекторы буквально терзали все приморские таможни, возбудили дюжину уголовных дел. Только вот еще одним результатом этой инспекции стало укрепление в стане приморских силовиков людей ассоциации (говорят, неформально, вчерную, ей уже платят несколько приморских туроператоров). И ослабление позиций приморского турбизнеса, в котором работают тысячи жителей края. Разумеется, пришлых воротил турбизнеса мало интересуют поездки приморцев в приграничные китайские провинции - дело это явно не хлебное. А вот организация "звездного" досуга для приезжающих в страну китайцев (причем на всем протяжении границы двух стран!) сулит огромные барыши.

Поэтому сейчас, когда китайский туризм в Приморье (и в Россию - через Приморье) переживает бум, для столичных дельцов пришла пора взять под контроль весь приморский турбизнес. Тех, кто не согласится на сотрудничество, задавят силовым прессом. Вступивших же в ассоциацию заставят делиться прибылями, что приведет к удорожанию туров из Приморья в КНР.

Недавняя попытка в очередной раз увеличить пошлины на ввоз в Россию подержанных японских иномарок чуть не привела к приморской "оранжевой" революции, подняла волну протеста во всех районах и муниципалитетах пограничного края. Ограничение безвизового туризма затронет едва ли не больший слой жителей Приморья, зарабатывающих челночничеством, и обывателей, экономящих на покупках ширпотреба в Китае. И, если безвизовку для приморских туроператоров все же отменят, под Новый год, во время традиционных туршопов в КНР (которые теперь едва ли будут возможны), на площади Борцов за власть Советов во Владивостоке может разгореться приморский Майдан...

P.S. По информации "Н", за последние два года в приморском "туризме без виз" пограничниками не было зафиксировано ни одного серьезного нарушения. Ни одна из пяти опрошенных нами при подготовке материала краевых турфирм не смогла припомнить за собой ни одного греха, за который ее можно было бы лишить права на безвизовку.

Сергей Лесков, начальник управления потребительского рынка, предпринимательства и внешнеэкономических связей правительства Еврейской автономной области (Биробиджан): - Законодательно определено, что с 1 января 2007 года отменяется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Но уже практически с начала 2005-го государственные органы субъектов Федерации были лишены права осуществлять лицензирование турагентской деятельности. Тем самым юридически мы не можем осуществлять контроль за соблюдением турорганизациями лицензионных требований. А Ростуризм поленился оформить все необходимые документы по передаче полномочий по лицензированию органам государственной власти субъектов Федерации. Туристские организации тут же почувствовали ослабленный контроль за их деятельностью...

А насколько трудно стало отдаленным от центра вновь образованным туркомпаниям получать лицензии, мы уже не говорим. Кроме того, следует отметить, что органы управления туристской деятельностью субъектов Дальнего Востока, да и многих других регионов категорически против отмены лицензирования турдеятельности до тех пор, пока не будет предложена действенная и апробированная на местах новая система координации и контроля. Иначе отмена лицензирования может привести к вакханалии во всей туристической отрасли. Хочется подробнее остановиться на проблеме, которая волнует практически всех бизнесменов Дальневосточного и других регионов - безвизовом туризме между Россией и Китаем, действующем уже более 10 лет. Много усилий было затрачено различными органами на федеральном и региональном уровнях, туристскими компаниями, чтобы как-то наладить цивилизованные формы обмена, создать необходимые условия для развития и совершенствования российско-китайского туризма. Сколько ни пытались органы координации безвизового туризма субъектов Федерации решить вопросы о предоставлении им права самостоятельного определения туркомпаний, которым можно давать право работы на безвизовой основе, понимания со стороны федералов мы не нашли. Как не нашли понимания и в ряде других предложений по организации безвизового туризма. В том числе ни к чему не привели наши неоднократные предложения изменить некоторые положения Соглашения, в частности, о минимальном количестве членов группы. Нам кажется, необходимо вновь пересмотреть Соглашение и порядок его реализации. Может, стоит вообще отказаться от такой промежуточной формы, как безвизовый туризм? Нам могут возразить, что у безвизового туризма много преимуществ. Согласны: безвизовый туризм - прогрессивная форма организации туробмена, ее используют многие страны. Но только тогда, когда все вопросы организации туризма решаются цивилизованным образом! А ведь за все время существования российско-китайского безвизового туризма он мало изменился в лучшую сторону. И сегодня единственным преимуществом безвизовки является простота оформления поездок. Все остальное не выдерживает никакой критики. Начать с того, что органам координации туризма субъектов Федерации на протяжении двух лет не продлеваются полномочия. По правде говоря, мы не имеем юридического права заверять списки и приглашения. Существующая система определения фирм, которым предоставляется право работы по безвизовому обмену, ставит в абсолютно неравные условия другие туркомпании. Тем более - вновь созданные, которым необходимо накапливать опыт, а где ж его и нарабатывать, если не на российско-китайском направлении! Новички вынуждены обращаться к тем фирмам, которые получили право на безвизовку, чтобы как-то работать, хотя и не совсем законным образом. Так существует и выживает множество компаний в различных регионах, а это подрывает саму идею четкого определения и формирования списка турорганизаций, которым действительно предоставлено право работы по соглашению. С августа 2005 года в Китае принято решение о распространении безвизовки практически по всей территории страны. А у нас Федеральное агентство по туризму постоянно ищет способ сократить количество туристских организаций, которым предоставляется такое право. На наш взгляд, такой подход может принести вред развитию российско-китайского туризма. Еще один минус безвизового обмена: он практически не предусматривает семейные и индивидуальные туры. К примеру, если семья из 3-4 человек захочет поехать отдохнуть в Китай, ей обязательно придется искать попутчика, ведь за границу положено отправляться группе не менее пяти человек! И даже если мы добьемся, чтобы минимальное количество туристов уменьшилось до трех человек, это не дает возможности совершать индивидуальные поездки. И еще. Долгое время мы пытаемся бороться с шопничеством, чтобы превратить российско-китайские поездки именно в туристические. Но безвизовая форма работы, как бы мы ни старались, не решит этой проблемы.

Чтобы совершить поездку за границу, россиянину достаточно получить загранпаспорт и обратиться в дипломатическое представительство нужной страны в России - для получения разрешения на посещение (визы). Визовый порядок поездок за рубеж существует в большинстве стран мира. Однако в середине прошлого века США и страны Западной Европы, тесно и прочно объединенные в различные оргструктуры (НАТО и ЕЭС, например), стали практиковать безвизовый режим бизнес- и туристических загранпоездок граждан своих государств. При таком режиме нужен только загранпаспорт (точнее, аналог нашего внутреннего российского паспорта - иностранцы таких паспортов практически не имеют). Сегодня межправительственными соглашениями о безвизовом режиме пересечения границ связаны все страны ЕЭС, США и их соседи. Из России же без визы можно выбраться лишь в некоторые страны бывшего Советского Союза, а по турпутевке - в Китай. Действующее соглашение о безвизовых групповых туристических поездках было подписано правительствами России и КНР в 2000 году, хотя официально "туризм без визы" был введен в действие на российско-китайской границе еще с 1993 года.
Проблемные соседи В Приморье уже давно раздаются голоса за отмену безвизового режима на российско-китайской границе и ужесточение правил пребывания граждан КНР в крае. Именно китайцы так или иначе контролируют браконьерскую добычу трепанга, сбор в тайге женьшеня, вырубку кедра и ясеня, уничтожение редких диких животных. Все это нелегально перевозится в Поднебесную. По официальным данным, еще десять лет назад, в 1994-1995 годах, в Приморье "затерялись", то есть не выехали в срок, около 6 тысяч китайских туристов, в 1996-м - около 600, в 1997-м - 350, а в 1998-м и первой половине 1999-го - 400 туристов... В целом за последние десять лет из Приморья было выдворено 25 240 китайцев.
Соглашение о взаимных безвизовых туристических поездках между РФ и КНР предусматривает четкие параметры: состав тургруппы - не менее пяти человек во главе с представителем направляющей "команду" за рубеж туристической организации, срок поездки - не более 30 дней. Все остальные категории граждан, направляющихся в страну на срок более 30 дней или с нетуристическими целями (работа, учеба и т. д.), по-прежнему должны оформлять визы. Заниматься организацией безвизовых поездок в Китай могут турфирмы всех 89 субъектов Российской Федерации. Но лишь те, которые уже имеют как минимум 3-летний опыт работы на рынке международного туризма. Координирует их деятельность Федеральное агентство по туризму - Ростуризм, а также уполномоченные им органы управления туризмом на местах. Для этого разработаны требования к направляющим организациям, на основании проверки и выполнения которых заинтересованным турфирмам выдаются лицензии. Турфирма, получившая разрешение, представляет силовикам образцы своих печатей, которые передаются в российские и китайские заинтересованные ведомства - МИД, пограничную и таможенную службы и т. д. Только после этого туркомпания может начать организацию поездок в Китай и обратно.

Василий Буслаев, Инна Харькова

Поделиться:

Наверх