67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 4 м/c
08 мая
Суббота

Экономика

Почём нынче недолив?

Приезжая даже на знакомую АЗС, всегда ли мы точно знаем, чем и на сколько литров заправляют нашу машину?

Болезнь мелких заправок

Проблема некачественного топлива вот уже несколько лет как потеряла остроту для владивостокских автомобилистов, но проследить за количеством заливаемого бензина по-прежнему сложно.

Недолив - наиболее часто встречающееся на автозаправочных станциях нарушение. Некачественное топливо, как мы уже сказали, - нынче редкость, обнаружить его можно разве что на мелких частных заправках: большие компании с крупным оборотом следят за качеством бензина и соляра и исправностью ТРК (топливно-раздаточных колонок) потщательнее - не хотят терять клиентов.

Впрочем, за этим регулярно наблюдают и сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями. В совместный рейд специалистов отделения по выявлению преступлений в топливно-энергетическом комплексе и незаконному обороту горюче-смазочных материалов УБЭП краевого УВД и пожарной инспекции МЧС 15 сентября пригласили и корр. "Н". Если удастся - поймаем за руку нечистоплотных дельцов!

По словам Андрея Егорова, начальника отделения, такие рейды проводятся практически еженедельно. Проверяются заправки, вызвавшие какие-то нарекания автолюбителей.

- Первое нарушение, с которым мы обычно сталкиваемся еще во время контрольной закупки, - оператор не выдает чек, - поясняет по дороге Андрей Александрович.

Первой на нашем пути оказалась небольшая - на три колонки - АЗС в жилом массиве в районе "3-й Рабочей". Подъехали, заправились: чек, кстати, здесь выдали сразу. После некоторой заминки (отсутствовал хозяин, а с ним - ключи от сейфа) оказалось, что документы тоже в порядке: и свидетельства о квалификации операторов, и сертификаты на топливо. Пожарный инспектор при беглом неофициальном осмотре сказал, что и у него претензий, в общем-то, немного - разве что громоотводов нет, да ЛЭП проходит прямо над заправкой. Оставалось сделать лишь контрольные замеры.

- Отошли бы, дизельное не отстирывается, - посоветовал сгрудившимся у мерного ведра журналистам мрачный оператор. Его недовольство понятно: сотрудников на заправке всего двое, и, пока идет проверка, клиентов обслужить некому, а место и так не слишком бойкое.

Дизтопливо оказалось практически в норме, а вот на колонке с АИ-95 обнаружился недолив. Впрочем, не такой уж большой - около 100 мл. Хозяин объяснил "заминочку" древностью колонки.

...Немного поколесив по городу в поисках бензовозов (увы, снова безуспешно), мы отправились на следующую заправку - "Транзит-ойл" на Выселковой, привлекшей внимание оперативников редким для Владивостока ассортиментом.

Передовики производства?

Это чуть ли не единственная заправка в городе, предлагающая АИ-96, который привозится аж из Омска (хотя чаще всего топливо поступает в наш город из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, что существенно ближе, а стало быть - дешевле).

Когда мы подъехали, ни одна из четырех колонок не простаивала, а за АИ-96 даже выстроилась очередь.

- 95-й, 10 литров, - попросил оперативник во время контрольной закупки.

- 96-й залью, он лучше, - ответил оператор и убрал деньги в карман (без всякого чека).

Но, как нас и предупреждали, это оказалось лишь первым нарушением. Дальше - больше. Хваленый АИ-96, за которым на эту АЗС, по словам водителей, мотается полгорода, в последний раз завозили сюда 25 августа. С тех пор было восемь подвозов топлива - но только комсомольского АИ-95. А табличка-то оставалась прежней... Хотя старший оператор колонки почему-то считала это нормальным. Ценник не заменили? Так нет его у нас для 95-го! Заливаем не то, что обещано? Так все равно дешевле, чем на соседней заправке... Правда, когда оперативники пригрозили приостановить деятельность АЗС до устранения нарушений, нужный ценник сразу же нашелся и был водружен на место.

А недоливы здесь удивили даже оперативников. Первый замер дизтоплива показал вполне стандартную цифру - около 100 мл. Но оператор колонки заявил, что этого быть не может, и потребовал продолжить замеры (по правилам, они должны проводиться три раза - потом вычисляется среднее арифметическое). Второй замер показал 200 мл. "Ну тогда и в третий раз замеряйте - как положено", - уже неуверенно предложил оператор. Лучше бы он этого не говорил! Третий замер показал почти 400 мл недолива. С липовым 96-м ситуация оказалась не лучше - в среднем те же 400 мл.

За все допущенные нарушения хозяева АЗС на Выселковой понесут заслуженное административное наказание: штраф от трех до пяти тысяч рублей для частных предпринимателей и в десять раз больше - для юридических лиц.

Дикие бензовозы испарились

А вот некачественное топливо нынче часто встречается вовсе не на АЗС. В последнее время появились частные бензовозы, заправляющие автомобили прямо из цистерны - конечно, это дешевле на рубль-полтора, зато сертификата на топливо нет, поэтому и качество его бывает очень низким. Проверка парочки таких диких бензовозов входила в планы оперативников, но с первого захода нам не повезло. На "Маяке" - в одном из мест, где их можно наблюдать достаточно регулярно, - именно в это день никого не оказалось.

Не нашлись они и на других точках, где обычно заправляют и легковушки, и длинномеры, и маршрутные автобусы - то ли нюхом почуяли проверку, то ли просто время было не то.

Кстати, по словам работников одной из проверявшихся АЗС, маршрутные автобусы практически никогда у них не заправляются - экономят. Заправиться прямо с бензовоза стоит на рубль-полтора дешевле, чем на АЗС - у них ведь нет большинства расходов, которые приходится нести хозяину стационарной заправки. Но есть здесь один существенный "минус" - сертификатов на продаваемое топливо водители цистерн тоже не предоставляют. А это значит, что заливать могут что попало.

По словам оперативников, на обычной АЗС некачественного бензина практически не встретишь - разве что дизельное топливо иногда. Раньше, несколько лет назад, была такая проблема - в основном с помощью различных присадок повышали октановое число бензина. Продавался он в результате дороже, а качество было плохим. В "диких" бензовозах подобное и по сей день встречается.

- Один мой товарищ как-то заправился в такой машине, - поделился опытом оператор. - На следующий день фильтры менять пришлось. В общем, сэкономил на рубль, пролетел на сотню.

Так что думайте сами, решайте сами...

Водителю на заметку. На этом "навозе" далеко не уедешь

Самая страшная для двигателя присадка, использующаяся для повышения октанового числа бензина, - тетраэтилсвинец. Она портит свечи, катушки зажигания и катализаторы.

Один из признаков того, что в вашу машину залили плохой бензин, - перегрев двигателя. Причем чаще всего водитель замечает это не сразу, полагая, что проблема в неисправности систем охлаждения. Обнаружить истинную причину - разрушение катализаторов, отвечающих за выход выхлопных газов, - непросто даже в условиях автосервиса. Поэтому поверхностный осмотр машины скорее всего ничего не даст. Но, если вовремя устранить неполадки, дело ограничится заменой катализатора, что, впрочем, само по себе недешево.

Еще одна возможность вовремя заметить неполадку - внимательно следить за расходом топлива. Некачественный бензин сгорает быстрее нормального. Расход против обычного может увеличиться на 10-15%.

Сегодня свинец с подачи экологов запрещен (слишком вредный выхлоп он дает), но нарваться на бензин именно с этой присадкой достаточно легко. Хотя и другие - не запрещенные, как, например, железо и марганец - менее вредны для окружающей среды, зато пагубны для двигателя. Причем топливные фильтры не спасут: в лучшем случае их придется менять первыми.

Насколько быстро левое топливо убьет двигатель, зависит от машины. Чем она новее, тем дольше продержится. Но в конце концов заглохнет. И только после полной разборки двигателя станет понятно почему.

Недолив (либо перелив) в 25 мл на 10 литров топлива считается в пределах нормы. А вот больший - это уже либо сознательный обман хозяев или операторов заправки, либо плохо отрегулированная топливно-раздаточная колонка. Но потребителю-то какая разница?
При таких размерах недолива экономия заправки составляет около 40 литров с каждой тонны топлива. Получается, что только по соляру это 648 рублей с тонны. А суточный оборот такой заправки - 10-15 тонн. Вот и считайте...

Александра Мышкина

Поделиться:

Наверх