68,08 ↓ 100 JPY
11,49 ↓ 10 CNY
74,04 ↓ USD
65,83 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 6 м/c
13 мая
Четверг

Экономика

Грефа в Приморье уболтали

Рассмотрев представленные краевой администрацией масштабные инвестиционные проекты, всесильный министр дал добро на их федеральное финансирование

Боязнь Кремля окончательно потерять свое влияние на окраинах страны привела к тому, что в эти дни правительственные десанты поочередно едва ли не ежедневно высаживаются во всех дальневосточных регионах. Причем с мешками денег, предназначенных для развития местных экономик и социалки. Глава Минэкономразвития Герман Греф уже совершил вояж по Камчатке и Сахалину. Там решено строить рай для туристов: горнолыжный курорт - в Южно-Сахалинске, оздоровительный - в Паратунке и Долине гейзеров.

К Хасану задом, к Находке передом

В конце прошлой недели Греф в компании с министром транспорта РФ Игорем Левитиным и министром природных ресурсов Юрием Трутневым и в сопровождении огромной стаи специалистов федеральных агентств - по особым экономическим зонам, морского и речного транспорта, воздушного транспорта, дорожного, департамента развития инфраструктуры и инвестиций et cetera - отметился двухдневным визитом в Приморье. Рабочая поездка трех министров по краю (с посещением Владивостока, Находки, Восточного, Русского, купанием в загаженном ковше Федорова и пикниками) была полна неожиданностей для гостей и даже хозяев.

Главной из них стало заявление главы "природного" ведомства о том, что нефтепровод Сибирь - Тихий океан необязательно пойдет в Перевозную. Правительство сейчас серьезно рассматривает вопрос о переносе конечной его точки в Находку (бухта Козьмино), где уже есть железная дорога и мощнее инфраструктура. Лично Трутнев склоняется именно к этому варианту, о чем будет беседовать в Москве с руководством "Транснефти".

Ну и дураки же вы все...

В воскресенье опоздавший "после вчерашнего" в Дом переговоров Греф провел сразу два совещания: рассмотрел проблемы края (докладывал губернатор Сергей Дарькин), поговорил в компании полпреда Пуликовского о развитии ДВФО, а также о дураках и дорогах. В совещаниях, помимо Дарькина, участвовали губернаторы Леонид Коротков (Амурская область), Иван Малахов (Сахалинская область), Михаил Машковцев (Камчатская область), Николай Волков (Еврейская автономная область) и Олег Кожемяко (Корякский автономный округ).

Корень зла губернаторы и полпред усматривают в отсутствии у правительства ясного понимания стратегии развития Дальнего Востока, а значит - в нежелании вкладывать деньги в его регионы. А также в прямом "вредительстве" монополистов - РАО "ЕЭС", ОАО "РЖД" и прочих олигархов.

Константин Пуликовский так и заявил: - Мы часто пытались возрождать промышленность Дальнего Востока без достаточных финансовых поступлений из федерального бюджета, без ощутимой помощи правительства, хотя и с нею тоже. Но, какие бы вы, Герман Оскарович, нам деньги ни выделяли, эти средства съедают естественные монополии. Из-за установленных ими тарифов наши товары являются неконкурентоспособными. Я выражаю мнение всех сидящих здесь губернаторов...

Греф возражал. Мол, проблем не может не быть, но... нечего на зеркало пенять. Мол, где ваши личные планы и проекты, господа? Мол, огромные же деньги из государственного бюджета развития (они есть!) плывут мимо Приморья и Камчатки в европейские и уральские регионы именно по причине отсутствия в ДВФО значимых инвестиционных проектов.

- А многие из проектов, представляемых вами правительству, - второстепенны, и приходится возвращать их на доработку, - с упреком сказал министр. И, не удержавшись, съязвил, добавив обидное: по мнению Грефа, одна из причин отсутствия значимых проектов - обилие в дальневосточных "белых домах" дураков (дословно это звучало так: "Невысок пока уровень менеджмента в структурах местной власти").

Козырь в рукаве

Между тем федеральный бюджет в последние три года стабильно наращивает поток инвестиций в экономику Дальнего Востока. А в 2006 году даже запланирован рывок: в округ будет инвестировано сразу 17,7 миллиарда рублей - в шесть раз больше, чем в 2004-м! Правда, Греф снова посетовал: на фоне всероссийского бардака его очень беспокоит проблема эффективного освоения нами выделяемых госсредств.

- Вот направили мы деньги на жилье в одной из областей, - делился сомнениями Герман Оскарович, - и в одном небольшом городе дали 200 сертификатов. А через неделю квартиры там стали дороже на треть, и люди купили вместо новых квартир хрущобы. Ну придут на Дальний Восток огромные деньги... Куда вы их вбухаете? Ведь проедите... Вот у вас, - обратился министр к Дарькину, - у вас есть приличные проекты?

И тут Сергей Михайлович тоже не удержался - к-а-а-к врезал, в смысле хлопнул на стол здоровенную синюю папку, сильно смахивающую на полковой денежный ящик:

- Вот, целых восемь! Эксперты слюнями захлебывались, подсчитывая барыши! На всех уровнях наши планы одобрены, АТРовцы в очереди киснут - доллары принесли, чтобы не пролететь мимо. Не хватает только вашей подписи для внесения проектов в федеральный бюджет - видимо, вам все недосуг прочитать, Герман Оскарович...

- А-а, - вдруг обрадовался министр, - это же именно вы нам не раз писали про Восточный... Да-да, очень, очень перспективно, можно сказать, Восточный - один из трех китов экономики будущего всего Дальнего Востока...

На этом Греф закончил наезжать на дальневосточников. И полетел с Дарькиным смотреть на порт Восточный как на путепровод валюты в Приморье из АТР. Откуда вернулся столь довольным и расслабленным, что позволил уговорить себя еще на один банкет, а значит, нарушить весь жесткий план госдесанта по Дальнему Востоку.

В Благовещенск Греф улетел только утром в понедельник...

Итоги развития: хуже некуда В 2005 году на Дальнем Востоке неожиданно снизились темпы экономического развития. По итогам первого полугодия, индекс промышленного производства по округу составил 97,7% к показателям прошлого года. Снижение производства промтоваров отмечено в Якутии, Сахалинской и Амурской областях, Хабаровском крае, Чукотке и Корякии. При этом больше, чем в 2004-м, стали добывать сырья - меди, серебра, газа, угля, сурьмы, алмазов, возросли объемы лесозаготовок и добычи рыбы. Сохраняются серьезнейшие проблемы в социальной сфере: низкий уровень доходов населения, запредельные цены на электро- и тепловую энергию, высокий уровень безработицы. По обеспечению автодорогами общего пользования ДВФО имеет показатель 5,3 км на тысячу кв. км территории - это в шесть раз ниже, чем в целом по России. До 60% наших дорог вообще не отвечают нормативным требованиям.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх