67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+2° ветер 2 м/c
11 мая
Вторник

Экономика

С чего начинается инфляция?

Приморье замерло в ожидании очередного повышения стоимости бензина. Вслед за этим стоит ожидать роста цен на другие насущные товары и услуги

Что ни год, то революция

Возможно, в благополучных стабильных государствах лето и считается мертвым в плане деловой активности сезоном, но не в России. Для нашей экономики это непременно время потрясений, напряжения и ожидания сюрпризов.

Возьмем хотя бы последние три года: что ни июль, то банковский кризис или обвал на фондовом рынке. А уж август... Многим бизнесменам все еще икается при воспоминании о "черном четверге" (25 августа 1995 года), когда банки бесконтрольно вывели из страны десятки миллиардов долларов и рынок обрушился на 15%, или о дефолте 1998 года. Нынче столь шокирующих событий вроде не предвидится (тьфу-тьфу), и тем не менее пилюлю в виде очередного витка инфляции мы заполучили. И начинается процесс по старой доброй традиции с повышения цен на топливо.

От 50 копеек до рубля!

Александр Бородин, пресс-центр НК "Альянс" (ОАО "Приморнефтепродукт"): - В среднем рост цен на топливо на наших заправках в ближайшее время составит от 50 копеек до 1 рубля. Причина - повышение с 1 августа отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах России. Причем, по мнению экспертов, это не последнее подорожание топлива в этом году. При сохранении нынешних темпов роста мировых цен на нефть, ее цена на внутреннем рынке также будет увеличиваться.

С 1 августа существенно выросли оптовые цены на нефтепродукты, что неизбежно привело к повышению розничной стоимости топлива. Например, оптовая цена тонны бензина марки А-92, отпускаемая с нефтеперерабатывающих заводов, поднялась на 1500 рублей, дизельного топлива - на 1200 рублей.

В свою очередь заводы напрямую зависят от нефтяников, которые с января подняли цену почти в два раза (с 4,2 до 8,3 тысячи рублей за тонну). Дороже, чем в августе нынешнего года, нефть в России еще не продавалась. Свою лепту в рост цен на бензин внесли железнодорожники: с 1 августа их тарифы выросли на 5,4%. Если сравнивать темпы роста розничных и оптовых цен на нефтепродукты, то получится, что оптовые цены выросли в этом году уже на 20-25%, а розничные - всего на 10-12%.

Валерий Евдокимов, заместитель директора по коммерческой работе "Роснефть-Востокнефтепродукта": - У нас действует 18 автозаправочных станций. И могу сказать, что наши цены на все виды топлива ниже, по сравнению с другими компаниями, примерно на 50 копеек-1 рубль. Но это связано с тем, что пока реализуем запасы. Однако избежать роста и нам не удастся. Через несколько дней поменяем ценники. Но, конечно, не более чем на 50 копеек.

Я бы не стал обвинять во всем заводы, это неправильно. Отпускные цены поднимают прежде всего оптовые перепродавцы - так называемые торговые дома. А значительный рост цен на АЗС "НК "Альянс" можно еще объяснить тем, что они закупили более дорогую нефть.

Главный бухгалтер ООО "А-Спект": - На двух наших АЗС, расположенных во Владивостоке, пока прежние цены, но с завтрашнего дня мы вынуждены будем повысить их примерно на рубль за литр, так как наши поставщики подняли отпускные цены.

Бензина в списках нет

Виктор Трякин, заместитель руководителя Приморского управления Федеральной антимонопольной службы: - Мы еженедельно проводим мониторинг цен на АЗС и все данные передаем в Москву. В Приморье нет производителей, и поэтому наши продавцы зависят от поставок из других регионов. Оптовики же поднимают цены. На мой взгляд, цены на топливо должны регулироваться государством, так как от этого зависит многое. Но, к сожалению, в постановлении правительства, в перечне товаров, цены на которые контролирует государство, бензина нет...

О необходимости госконтроля за деятельностью компаний в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях, а также за ценами на ГСМ говорится уже не первый год. Это требование выдвигали в числе главных и автолюбители на общероссийских акциях протеста, которые прошли в этом году. Обращений от всевозможных организаций в правительство по этому поводу не счесть. Но российские власти предпочли публично выпороть одного из нефтяных олигархов - Ходорковского, нежели выполнить просьбу трудящихся по ценовому контролю.

Да, правительство ввело высокие экспортные пошлины на сырую нефть. Но добывающие компании по-прежнему предпочитают гнать нефть на продажу за границу - пока на мировом рынке на нее растет цена. А расходы, связанные с повышением пошлин, просто закладываются в стоимость сырья, идущего на внутренний рынок.

Федеральным властям в какой-то мере выгодно повышение цены топлива внутри страны: при высокой розничной стоимости бензина или дизтоплива происходит изъятие денежной массы у населения, что сокращает темпы инфляции. А этим правительство нынче очень озабочено. Премьер-министр Михаил Фрадков пообещал, что инфляция не превысят 10% за год. Но непрерывный поток нефтедолларов, захлестнувший Россию, сводит на нет все усилия властей по сдерживанию роста цен. Эксперты же еще в начале лета говорили, что инфляция будет выше прогнозов, а меры, предпринимаемые государством, окажутся неэффективными. Именно это мы сегодня и наблюдаем.

Российские граждане ощущают все экономические процессы на собственной шкуре. Поэтому за долгие годы реформ (начавшихся, кстати, тоже в августе - 1991-го, с конфискации имущества КПСС и возрождения частной собственности) четко осознают цепочку: повышение цен на топливо - рост транспортных расходов - рост цен на товары и услуги, в которых велики транспортные расходы, - удорожание всех остальных товаров в потребительской корзине - повышение пенсий, зарплат - и снова по кругу.

Точка отсчёта

Владимир Брежнев, председатель Приморской торгово-промышленной палаты: - Повышение стоимости топлива непременно скажется на ценах в приморских магазинах. В нашем крае транспортная составляющая велика в любой сфере экономики. Местная пищевая промышленность - хлебобулочная, мясная, рыбная - сконцентрирована лишь в нескольких городах: Владивостоке, Находке, Уссурийске, Артеме. А сырье надо привезти, переработать, развести по торговым точкам. Ведь в каждой деревне не поставишь цех по выпечке хлеба или производству колбасы, а продукт должен быть свежим. Поэтому товары развозят по магазинам и лавкам на автомобилях. Так что мой прогноз не очень оптимистичен: продукты подорожают ровно настолько, насколько повысится цена бензина...

Почём горбушка?

Первым продуктом, прогнозные цены на который кинулись выяснять корреспонденты "Н", стал, естественно, хлеб.

Помнится, в 1998 году перед очередным повышением стоимости хлеба во Владивостоке к хлебным ларькам очереди стояли. А потом народ попривык и заметные повышения 2000-го, 2002-2004-х принял достаточно спокойно, пороптав для порядка. Кстати, среди основных причин подорожания хлеба в 2002-м (на 10-15%) администрация края и хлебопеки называли рост цен на энергоносители и горюче-смазочные материалы. Прежде всего на мазут и бензин.

Сергей Терешков, генеральный директор ОАО "Владхлеб": - Наше производство, конечно, тесным образом связано с топливом, ведь мы развозим хлеб по торговым точкам на автомобилях. Но я не думаю, что из-за этого нужно паниковать. Да, топливо дорожает. Но все-таки не настолько, как, к примеру, жилищно-коммунальные услуги. Наше предприятие более чувствительно к повышению цен на муку и электроэнергию. Поэтому как отразится удорожание бензина на цене хлеба, сейчас сказать не могу.

До нового года - 7 рублей, а после...

Виктория Евтеева, директор автотранспортной компании "Автобизнес-ДВ": - Безусловно, рост цен на топливо негативно сказывается на автобусных перевозках. У компаний не хватает оборотных средств для ремонта техники, приобретения запчастей. С начала года это уже третье повышение и, очевидно, не последнее. Скорее всего, что за 1 литр будем платить больше 22 рублей. А пока во Владивостоке наметилась тенденция снижения числа автобусов, ежедневно работающих на линиях. Их стало меньше примерно на 100 машин. Если цены на топливо резко подпрыгнут, опять возникнет вопрос о стоимости проезда и количестве льготных категорий.

Мария Герасименко, пресс-служба администрации Владивостока: - Накануне в администрации города награждали транспортные компании, участвовавшие в праздновании 145-летия Владивостока. На встрече, естественно, зашел разговор о стоимости проезда. Но мы с транспортниками договорились хотя бы до конца года этот вопрос не поднимать.

Была картошечка простой - стала золотой

Из пресс-релиза администрации Приморского края от 5 июля 2005 года: "Хозяйствам рекомендовано искать альтернативных поставщиков ГСМ, поскольку основной поставщик - "Приморнефтепродукт" - перед началом уборочной кампании резко поднял цены на свою продукцию".

Рост цен на топливо губителен для селян и производителей сельхозтехники. Например, в Приморье для реализации по лизингу все чаще завозят китайскую технику: комбайны "Джон Дир" тамошней сборки потребляют в три раза меньше топлива, чем российские "Енисеи".

Однако не спасает и это. По прогнозам специалистов департамента сельского хозяйства администрации края, в августе-сентябре - времени сбора основного урожая зерновых и овощных культур - топливная составляющая себестоимости сельхозпродукции составит 49-51%! Это может означать только одно: резкий рост рыночных цен на все и вся. А дорога картошки, капусты и помидоров из села в город станет поистине золотой.

Бензин и квадратные метры

Еще один интересный вопрос: как повлияет удорожание топлива на стоимость коммунальных услуг, в частности отопления и горячей воды? С одной стороны, по закону, ежегодный рост тарифов не может превышать 10%, т.е. совсем уж их взвинтить Региональная энергетическая комиссия не даст (заседание по тарифам состоится буквально завтра-послезавтра).

С другой - перспектива стать банкротами коммунальщикам тоже не улыбается. И, если их убытки от роста цен на мазут и солярку не компенсирует муниципальная власть (что маловероятно), экономисты МУПов и ЖКХ все равно найдут, в какую графу нашей "жировки" эти убытки внести.

Например, может резко возрасти стоимость вывоза мусора спецавтохозяйствами, если администрации МО не додумаются для экономии бензина перенести городские помойки поближе к городским кварталам...

Ещё одна горькая пилюля

Ну а в январе, скорее всего, взлетит высоко-высоко еще одна важная составляющая нашей жизни - энерготариф. И ее тоже начнут закладывать в себестоимость товаров и услуг. Так что потребуются очередные прибавки к зарплатам и пенсиям. А то повышение пенсий на 600 рублей с 1 августа, например, уже пристроено: оно будет изъято бензиновой инфляцией.

Григорий Неваленный, председатель Региональной энергетической комиссии: - Какими будут новые тарифы на тепловую и электрическую энергии в новом году, пока говорить трудно. Мы не получили еще официального приказа Федеральной службы по тарифам (ФСТ), которым устанавливаются предельные уровни тарифов. Наиболее сложная ситуация по тарифам сложилась для населения. На сегодняшний день предусмотрен особый порядок ценообразования. Постановлениями изначально предусмотрено, что тариф на электроэнергию для населения ниже, чем остальных групп потребителей, так как имеет место перекрестное субсидирование.

Но ФСТ поставлена задача к 2008 году такую модель ликвидировать, поэтому тарифы для населения будут расти быстрее - на 15-25%. Мы подготовили свои возражения по этому вопросу и ждем ответа. Как только получим его, утвердим тарифы на следующий год.

Василий Буслаев, Маргарита Костевич

Поделиться:

Наверх