66.54 ↑ 100 JPY
11.31 ↑ 10 CNY
73.20 ↑ USD
64.56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 2 м/c
22 июня
Вторник

Экономика

Миллиард за незыблемость границ

В Хасанском районе Приморья активно ведутся масштабные работы по укреплению российских берегов пограничной реки Туманной. Лишь бы потом не вмешалась большая политика, как это произошло на реке Амур в Хабаровске

Водный объект с норовом

Эта небольшая дальневосточная река не единожды преподносила России пренеприятнейшие "сюрпризы".

Полтора десятка лет тому назад Россия с трудом отбилась от настойчивого желания Китая осуществить глобальный проект "Большой Туманган" - возвести морской порт в устье Туманной. Китайцы (и многочисленные международные инвесторы, естественно) были готовы вложить немалые средства в укрепление русского и корейского берегов пограничной реки, а главное - в дноуглубительные работы на ее фарватере с целью создания 20-километрового судоходного речного канала из Японского моря к китайской земле для строительства на сопредельной территории КНР огромного порта. "Большой Туманган" мог резко удешевить морские и транспортные перевозки из стран АТР в Европу и обратно, лишив тем самым работы практически все морские порты Приморья и Транссиб.

Неправильное русло

К началу третьего тысячелетия о "Большом Тумангане" наши соседи вроде бы подзабыли. А программа укрепления русла Туманной осталась головной болью только для россиян. Кстати, северокорейцы проявили здесь значительное инженерное рвение еще в 1950-1960 годы. Тогда их берег реки был значительно укреплен: вдоль него построены бетонные дамбообразные сооружения, причем с таким расчетом, чтобы волны отражались в сторону России. Сейчас на этих дамбах растут деревья и кустарники, которые скрывают их искусственное происхождение. Над нами же проблема размываемого русла пограничной реки до поры до времени не "капала": подмывалось оно хоть и в российскую сторону, но не очень интенсивно - по пять-шесть метров в год на самых опасных участках.

Первая крупная и весьма заметная потеря территории произошла неожиданно - осенью 2000 года, когда взбунтовавшаяся река смыла сразу 150 метров земли. Под водой оказались пограничные вышки, было снесено три километра инженерно-технических сооружений. До пограничных знаков оставалось не более пяти-десяти метров.

Именно с этого времени Туманная начала интенсивно "подъедать" российский берег, из-за чего пришлось даже переносить полосатые пограничные столбы, а самая южная приморская погранзастава "Песчаная" оказалась под угрозой уничтожения - вода подступила вплотную к жилым и хозяйственным постройкам. Кусок российской территории площадью в 30-50 квадратных километров легко мог изменить государственную принадлежность: вымытая на одном берегу земля "оседала" значительной территорией ниже по течению на берегу противоположном...

За последние пять лет река "съела" 250 метров, или около 37 квадратных километров, территории России: сегодня северокорейский берег проходит по той линии на карте, где совсем недавно проходил берег российский. При этом (хотя вслух о данном факте не говорится) Туманная постепенно врезается в те породы, которые значительно углубляют ее русло именно с корейской стороны и делают возможным осуществление проекта "Большой Туманган" лишь на одной - северо-корейской - стороне фарватера. Именно поэтому тема укрепления берегов пограничной реки стала настолько актуальна, что ею поочередно озадачивались власти Приморья во главе с предыдущим и нынешним губернаторами, а затем и администрация президента России.

Чтобы берег не убежал

Сохранение российской территории вдоль Туманной стало одной из чрезвычайных задач администрации Приморского края в начале нынешнего столетия. В 2002 году, во время визита Владимира Путина в Приморье, этот вопрос - точнее, вопрос о финансировании "укреппрограммы" из федерального бюджета - был поставлен губернатором Сергеем Дарькиным перед главой государства. Президент помощь обещал, но деньги - по давней российской традиции - в пути значительно задержались и, как это водится у нас, "поиздержались". Поэтому первые работы по укреплению берега Туманной в районе расположения погранзаставы "Песчаная" были сделаны за счет бюджета Приморья.

свидетельство очевидца

Капитан Игорь Паньков, и.о. коменданта погранучастка: - Ширина Туманной в районе погранзаставы составляет около 250-300 метров. Сейчас я стою на том месте, где пару лет назад уже плескались речные волны. Именно здесь были произведены первые берегоукрепительные работы, которые спасли "Песчаную" от затопления и разрушения. Иначе сейчас русло реки накрыло бы и заставу, и еще несколько километров российской территории... На северокорейской стороне сейчас ведется небольшая хозяйственная деятельность: сельские работы, рыбная ловля, укрепление берега "ручным" способом. Техники нет, но иногда к Туманной подъезжают повозки с камнями, которые корейцы вручную укрепляют на берегу...

Скромная стройка века

По-настоящему к укреплению российского берега реки Туманной приморские строители сумели приступить только в прошлом году, когда на счет программы были сброшены из госбюджета первые 58 млн рублей. Часть из них вернулась в бюджет Приморья, компенсировав затраты на проектные работы и отсыпку первой очереди береговых укреплений у заставы "Песчаной". Другую часть истратили на подготовительные работы: в Хасанском районе было вскрыто два карьера для добычи камня и грунта.

В текущем году из российского бюджета на продолжение работ было выделено еще 158 млн рублей, и укрепление русла развернулось почти на всем пограничном участке реки. Главным направлением работ стало "одамбование" - создание на берегах реки своеобразного железокаменного занавеса. Как и что делается сейчас на Туманной, нам удалось узнать совсем недавно, во время инспекционной поездки губернатора в Хасанский район.

...Сначала берег подсыпается глинистым грунтом и камнем из карьеров. Затем на укрепляемом участке русла приступает к работе основной строительный отряд - камнеукладчики и водолазы. Камнеукладчики набивают булыжником специальные проволочные сетки-матрацы, которые вручную укладываются на береговом уклоне и накрепко сшиваются, создавая единое "укрепполе". "Мартацы" укладываются до глубины пять метров - на дне реки их размещают и сшивают проволокой водолазы.

Работа на берегу Туманной идет тяжело, круглые сутки. На стройке века занято около 200 человек, большая часть из них - приморцы, правда, не местные, приезжие, которые работают вахтовым методом. На самой серьезной мужской работе - переборке камня и укладке грунта в дамбы - этим летом трудится большой студенческий стройотряд, собранный в разных городах края.

свидетельство очевидца

Анатолий Коробейников, студент из Уссурийска: - Мы здесь уже две недели. Живем в здании бывшего банно-прачечного комбината, платят 350 рублей в день при отличном питании. Работаем с удовольствием, понимаем, что делаем полезное дело...

Пока работы по обузданию Туманной оцениваются в 700-800 млн рублей, хотя в связи с постоянным удорожанием топлива и металла есть подозрение, что укрепление 16-километрового участка своенравной пограничной реки обойдется бюджету страны в целый миллиард.

Строители надеются, что при достаточном финансировании работ создание "укрепрайона" на Туманной будет полностью закончено в 2006 году - с гарантией на следующие 75 лет! Впрочем, проблема "размытой" государственной границы России в Приморье на этом не будет исчерпана. За последние 10-15 лет наблюдается интенсивное "наступление" на нашу территорию вод еще одного трансграничного водного объекта - озера Ханка, которое мы делим с Китаем. Так что работы строителям каменных берегов, видимо, хватит надолго...

Опыт соседей. Чем укреплять, лучше отдать?

Укрепляется берег не только Туманной. Несколько лет под Хабаровском велось строительство берегоукрепительных сооружений на великой дальневосточной реке Амур.

Перед инженерами была поставлена непростая задача - изменить направление потоков воды и тем самым стабилизировать главный фарватер Амура, по которому проходит государственная граница между Россией и Китаем.

Китайцы на Амуре вот уже несколько лет строят дамбы и топят баржи с камнями - таким образом, что фарватер сдвигается в сторону российского берега. В 2002 году Россия ответила на это перекрытием протоки Прямой, разделявшей острова Большой Уссурийский и Тарабаров. Велись и другие берегоукрепительные работы, бюджет которых был рассчитан на 400 млн рублей, потратить которые планировалось за четыре года.

Однако в 2005 году Россия неожиданно уступила оба острова Китайской Народной Республике... Укрепление берегов Амура под Хабаровском, впрочем, продолжается, иначе лет через пять песчаная коса китайского (увы!) острова Большой Уссурийский упрется в набережную столицы Дальневосточного федерального округа.

Взгляд из прошлого. Последний вечер на русском берегу

Первым писателем, познакомившим просвещенную российскую публику с самой большой рекой, впадающей в Японское море, - Туманной, был Николай Гарин-Михайловский.

Более 100 лет назад, в 1898 году, он написал: "Все эти дни мы простояли лагерем у Красносельской (теперь Хасанской. - Прим. ред.) переправы на берегу величественной и красивой реки Туменъ-ула, или Тумангана, по-корейски. Это пограничная на всем своем протяжении река между Кореей и Манджурией. Возле нас, в нескольких саженях, каменный пограничный знак - точка, где сходятся границы Китая, наша и Кореи. Вечером, когда потухнут огни неба, когда вся река в перспективе наморщенных, как шкуры собирающихся броситься тигров, гор, окрашенных непередаваемым отливом заката, с водой нежно-фиолетового цвета, со спящими на ней там и сям лодочками рыбаков-корейцев - в бледном небе раздаются то нежный гортанный крик журавлей, то резкое кряканье уток, то далекий крик гусей. А в воде миллион всевозможных рыб, и из них первая красная кета. Последний вечер на русском берегу. Я слушаю рассказы о тиграх и барсах..."

Справка "Н" Река Туманная - один из трансграничных водных объектов (ТГВО) на границе Российской Федерации с Корейской Народно-Демократической Республикой. Основные направления хозяйственного использования ТГВО: их нет в принципе, кроме расположения пограничных объектов и сенокосов, находящихся поблизости населенных пунктов. Направление течения реки - вдоль границы. Длина реки - 549 км; в основном она протекает по территории КНДР, 18,5 км ее устья - вдоль общей границы. Граница проходит по фарватеру главного русла устьевого участка Туманной. В точке на расстоянии 18,2 км (по состоянию на 28 марта 2002 года) от устья реки сходятся границы трех государств - России, КНДР и Китайской Народной Республики. Русло Туманной проходит в сильно размываемых песчаных грунтах. Дождевые паводки, тайфуны и течение вызывают значительные (до 250 метров!) перемещения фарватера реки, размыв и разрушение берегов, нанесение материального ущерба прибрежному хозяйству и службам. Из-за деформации русла происходит смещение границы - в основном в сторону России, тем самым уменьшая территорию РФ. Корейский берег менее подвержен размыву, так как сложен, в большей своей части, устойчивыми к размыву породами. По неофициальному сообщению северокорейской стороны, возможно обращение Китая с вопросом о плавании его судов по российско-корейскому участку Туманной, то есть о получении КНР кратчайшего выхода в Японское море. В настоящее время река на рассматриваемом пограничном участке не судоходна.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, русский писатель. Родился в семье военного. Окончил институт путей сообщения в Петербурге в 1878 году. Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве Транссиба. Наиболее значительные произведения - тетралогия "Детство Тёмы" (1892-й), "Гимназисты" (1893-й), "Студенты" (1895-й), "Инженеры" (опубликовано в 1907-м). Результатом многочисленных путешествий писателя явились путевые очерки "По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову" (1899 год).

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх