65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 9 м/c
15 июня
Вторник

Экономика

Запах нефти будоражит ум

Приморские депутаты согласны в главном: нефтепровод из Сибири должен заканчиваться в крае нашенском

А вот относительно того, где именно нефтепровод должен заканчиваться наливным терминалом для супертанкеров из АТР - в Перевозной, Находке или другой какой бухте Приморья, мнения разделились.

Хорошо-то хорошо, да ничего хорошего...

Никто не сомневается, что край получит от этого проекта много хорошего: рабочие места, налоги, различные выгоды. Если труба уйдет на другую территорию (а за нефтетерминал активно борется губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев), Приморье потеряет большой стратегический потенциал и возможность быстрого экономического развития.

При обсуждении информации о строительстве нефтепровода, которую на заседании ЗС ПК довел до сведения депутатов заместитель президента АК "Транснефть" по строительству Марат Сайфутдинов, часть парламентариев то и дело активно, а порой и аргументированно возвращалась к обсуждению находкинского варианта. Мол, и порт уже есть, и глубины позволяют, и выбросы нефти в случае чего вымоет волнением и течением не на дорогие сердцу острова Русский, Рейнеке и Попова, а на пляжи Анны, Шепалова, Золотари. Ну и в Японское море, вестимо.

Против терминала в Находке не менее аргументированно выступал Сайфутдинов:

- Глубины там недостаточные - значит, заходить в Находку смогут только стотысячники, по нескольку танкеров в день. Но в Находке уже есть четыре порта - в любое время года судоходство активное, возникает реальная угроза столкновений. Кроме того, больше трети года находкинская акватория скована льдами. К тому же здесь штормит. Бухта открытая - встать на якорь танкерам-громадинам негде.

Денежки прозрачность любят

Однако главным камнем преткновения стала определенная закрытость финансовой составляющей части грандиозного проекта: депутаты краевого Законодательного собрания остались неудовлетворенными информацией "Транснефти" о том, сколько денег получит Приморье от эксплуатации нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".

Строительство и ввод в эксплуатацию трубы ее заказчик и владелец - АК "Транснефть" - пока очень условно оценивают в 11,4 миллиарда долларов. При этом 2,2 процента стоимости - около 240 млн долларов (6,5 млрд рублей - треть бюджета Приморья) - должны ежегодно падать в копилки федерального и восьми региональных бюджетов краев и областей ДВФО. В качестве налога на недвижимость.

Нефть тоже не потечет бесплатно - 17 процентов от стоимости прибылей от перекачки и перевалки тоже должны уйти в бюджеты всех уровней, а это деньги, согласитесь, немалые. Но "сколько будут вешать в граммах" каждой конкретной территории и на каких условиях - вопрос открытый как для "Транснефти", так и для заинтересованных в финансовых поступлениях от трубы депутатов (видимо, и само правительство пока не готово "пилить" шкуру неубитого медведя). Тем паче расплачиваемся мы за нее дорого. Как ни крути, а ставим под удар экологию - мать нашу...

Депутат ЗС Александр Передня кратко выразил общее мнение так: "На Амурском заливе с его замкнутой уникальной экосистемой можно будет поставить крест. Как и на всех Хасанских заповедниках и заказниках".

В конце концов, приморские законодатели решили принять информацию проектировщиков к сведению, но обратиться к руководству "Транснефти" за уточненными данными о том, что будет иметь Приморье от эксплуатации нефтепровода. Наметили также провести депутатские слушания по проблеме трубы на заседании комитетов ЗС ПК по экономической политике, природопользованию - с участием представителей акционерной компании.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх